Основные направления внешней политики позитивные изменения просчеты. В период перестройки

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

Интеграция в международные экономические и политические структуры;

Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.


На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

«Михаил Горбачёв» - Михаил Сергеевич Горбачев. Карьера. Биография. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Политика.

«Брежнев» - 1906-1982. Партийная карьера. Из семьи рабочего. Леонид ильич брежнев. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Последние годы. План. Приход к власти. В 1935-36 служил в армии. Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Период застоя. Партийная карьера приход к власти период застоя последние годы.

«СССР в послевоенные годы» - План: Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация власти. Хотели бы вы жить в данную эпоху? Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности. Тема: Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики. Гайки были завинчены до предела. Почему? 5. Синяя – аналитическая, поисковая.

«СССР в 1953-1964» - Н.С. Хрущев Разгром противников и упрочнение позиций. Борьба Разногласия по экономическим и социально-политическим вопросам. Разоблачение культа личности. Итоги. Расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси (март 1956 г.) и Новочеркасске (июнь 1962 г.). Реформы н. С. Хрущева в области сельского хозяйства.

«Реформы Хрущёва» - Задачи: Осуществить переход к рынку. Провозглашение концепции развитого социализма. Россия советская и постсоветская 1953 – 2008 гг. Экономические реформы 1965 г. Россия в 90-ые годы XX в. Ухудшение экономической ситуации. Реформировать экономику, возродить товарно-денежные отношения. Фактическая подмена партийным аппаратом советских органов.

Результаты политики «нового мышления». Доктрина Брежнева. Решение региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Победа демократических сил. Шеварднадзе. Три основных направления внешней политики. Начало разоружения. Диалектика «нового мышления». Холодная война. Диалектика. Что такое «гласность». Мнения. Военные расходы СССР. Причины изменений курса. Расходы СССР в Афганистане. Концепция «нового политического мышления».

«Новое политическое мышление» - Результаты политики «нового мышления». Призывы к обединению. Внешняя политика. Вьетнамские войска. Утверждение главенствующей роли США. Позитивные и негативные последствия. Горбачев. Распад социалистической системы. Новое политическое мышление. Советско-американские отношения. Отношения со странами «третьего мира». Идеи. Сотрудничество с СССР.

«Экономические реформы перестройки» - Реализация программы правительства. Результат. Преобразования и внешняя политика. Рабочая группа. Экономическая ситуация в середине 1980-х годов. Последствия реформ. Экономическая программа «500 дней». Экономические реформы эпохи перестройки. Этапы радикальной экономической реформы в СССР. Проблемы перехода к рыночной экономике. Задачи реформирования. Концепция Л.И. Абалкина. Программа реформирования экономики России.

«М.С.Горбачёв» - Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Краткий список инициатив. Вывод войск из Афганистана. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Перевод предприятий на хозрасчёт. Михаил Сергеевич Горбачёв. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Внешняя политика. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Двусторонние встречи. Ослабление международной напряжённости. Этапные списки НКВД.

«СССР в годы перестройки» - Уроки перестройки. Конвергенция социализма и капитализма. Раскол. Социальная база. Концепция ускорения социально- экономического развития. Итоги перестройки. Перестройка. Советские и партийные руководители. Причины провала. Этапы Перестройки. Характерные черты. Альтернативные варианты развития СССР. Идеологи и руководители. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия.

«Перестройка 1985-1991» - Путч: 19 августа. Закон «О кооперации» (1987). Н.И. Рыжков. Идеолог – Е.Лигачев. Б.Н.Ельцин. Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Цены в кооперативных кафе и магазинах были значительно выше, чем в государственных. Появление партий, оппозиционных КПСС. Март 1990 г. - Отмена ст. 6 Конституции 1977 г. о руководящей роли КПСС в обществе. Просуществовала госприемка лишь год-два.

Новое политическое мышление. Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением» . Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики. Основные направления внешней политики Советско-американская встреча на высшем уровне Москва 1988г. 1. В 1987 г.был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 2 . В 1989 г. Горбачев заявил, что «доктрина Брежнева» мертва. 3. В 1991 г.был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Основные направления внешней политики Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону. 1989-90 гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий» ,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Основные направления внешней политики Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Берлинская стена Падение Берлинской станы Основные направления внешней политики

  • Весной 1991 г. Организация Варшавского договора была распущена и это усилило критику Горбачева внутри страны.
Основные направления внешней политики Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными. Встреча М.Горбачева С Чжао Цзыяном. При содействии СССР выли выведены вьетнамские войска из Кампучии и кубинские из Анголы. В 1989 г.состоялся визит М.Горбачева в Китай, в его ходе было объявлено о нормализации отношений. В 1986-89 г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем. Основные направления внешней политики Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования. Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».

Изменения в мировой политике пос­ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок­ратизация поставили Россию в по­ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес­кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше­ний.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен­ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль­тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональ­ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре­имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль­ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по­литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка­зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель­ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо праг­матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин­ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу­дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми­роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос­ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше­ние экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетают­ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш­неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внут­ренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единыхстандартов, регулирующих отноше­ния со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарны­ми тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявле­ния национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя откры­тости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

Создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци­алистическими странами;

Вхождение в европейское и ми­ровое сообщество;

Разработка новых принципов межгосударственных отноше­ний с бывшими республиками СССР;

Разработка новой военно-поли­тической доктрины в изменив­шемся геополитическом про­странстве;

Активизация отношений с Кита­ем, странами Юго-Восточной Азии;

Равноправное развитие отношений с США;

Противодействие установлению «однополюсного» мира под эги­дой США;

Участие в миротворческих акциях пре­кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.