Леонардо да винчи биография кратко самое главное. Краткая биография леонардо да винчи самое главное

Сообщение про итальянского ученого и художника, изобретателя и ученого, музыканта и писателя, а также представителя искусства Возрождения, Вы найдете в этой статье.

Сообщение о Леонардо да Винчи кратко

Великий гений появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. Его родители не состояли в браке, и первые годы своей жизни он прожил с матерью. После отец, вполне состоятельный нотариус, забрал сына в свою семью. Юноша в 1466 году поступает в мастерскую к флорентийскому художнику Верроккьо в подмастерье. Среди его увлечений – рисование, моделирование, скульптура, работы с кожей, металлом и гипсом. В 1473 году в Гильдии Святого Луки он получает квалификацию мастера.

Начало творческого пути ознаменовалось тем, что он все свободное время посвящал только написанию картин. В период 1472 – 1477 годов были созданы такие известные картины Леонардо да Винчи как «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с вазой». А в 1481 году он создал первую крупную работу — «Мадонну с цветком».

Дальнейшая деятельность Леонардо да Винчи связана с Миланом, куда он переезжает в 1482 году. Здесь он поступает на службу к Людовико Сфорце – Герцогу Милана. Ученый имел свою мастерскую, где занимался вместе со своими учениками. Кроме создания картин, он разрабатывал летательную машину, основанную на полете птиц. Сначала изобретатель создал на основе крыльев простейший аппарат, а после им был разработан механизм аэроплана с описанным полным управлением. Но в жизнь свою идею воплотить не удалось. Кроме конструирования он занимался изучением анатомии и архитектуры, подарил миру новую, самостоятельную дисциплину – ботанику.

В конце XV столетия художник создал картину «Дама с горностаем», рисунок «Витрувианский человек» и знаменитую на весь мир фреску «Тайная вечеря».

В апреле 1500 года он возвращается во Флоренцию, где поступает к Чезаре Борджиа на службу в должности инженера и архитектора. Спустя 6 лет да Винчи опять в Милане. В 1507 году гений повстречал графа Франческо Мельци, который станет его учеником, наследником и спутником жизни.

Последующие три года (1513 – 1516 годы) Леонардо да Винчи живет в Риме. Здесь он создал картину «Иоанн Креститель». За 2 года до своей кончины у него начались проблемы со здоровьем: правая рука онемела, передвигаться самостоятельно было трудно. И последние годы ученый вынужден был провести в постели. Великого художника не стало 2 мая 1519 года.

  • Художник прекрасно владел и левой, и правой рукой.
  • Леонардо да Винчи был первым, кто дал правильный ответ на вопрос «Почему небо синего цвета?». Он был уверен, что небо синего цвета потому, что между планетой и чернотой над ней имеется слой из освещенных частиц воздуха. И был прав.
  • С детства изобретатель страдал «словесной слепотой», то есть нарушением способности к чтению. Поэтому он писал зеркальным способом.
  • Свои картины художник не подписывал. Зато оставлял опознавательные знаки, которые все до сих пор не изучены.
  • Прекрасно владел игрой на лире.

Надеемся, что доклад на тему: «Леонардо да Винчи» помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Леонардо да Винчи Вы можете изложить в форме комментариев ниже.


История человечества, на самом деле, знает не так много гениев, опережавших ту или иную эпоху каждым своим действием. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи , гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения.

Сфера его деятельности охватывает не только пространство (Италия-Франция), но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Каковы же ее составляющие? Ответ на этот вопрос хотел бы получить практически каждый человек на планете. Кое-кто даже решил, что лучше всего спросить об этом самого Леонардо, «воскресив» мастера при помощи современных научных разработок. Однако основные компоненты «формулы» видны невооруженным глазом: потенциальная гениальность, помноженная на невероятное любопытство и большую долю гуманизма. А еще, любой гений есть мечтатель-практик. Судите сами, все творчество Леонардо да Винчи (сюда мы относим не только наброски, картины, фрески, но и все научные изыскания Мастера), можно представить, как шаги к реализации долгих мечтаний человечества о совершенстве. Вы хотели, чтобы человек летал, как птица? Значит надо сделать ему подобие крыльев! Христос ходил по воде, так почему бы и простым смертным не иметь такой возможности? Давайте сконструируем водные лыжи!

Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Ведь, не забывайте, что человек Ренессанса – это, прежде всего, великий гуманист.

Биография Леонардо да Винчи – это, образно говоря, история нескольких душ, заключенных в тело одного человека. Действительно, в каждой из исследуемых областей, он проявляет совершенно особенные качества, которые в понимании обычных людей, вряд ли могут принадлежать одной единственной личности. Может быть, именно поэтому кое-кто пытался доказать, что Леонардо да Винчи – всего лишь псевдоним, взятый группой людей. Однако теория была обречена на провал чуть ли не до своего рождения.

Сегодня да Винчи известен нам в большей степени, как непревзойденный художник. К сожалению, до нас дошло не более 15 его работ, остальные же либо просто не выдержали испытание временем из-за постоянных экспериментов мастера с техникой и материалами, либо считаются еще не найденными. Однако те работы, которые дошли до нас, остаются самыми известными и самыми копируемыми шедеврами искусства в мире.

Биография Леонардо да Винчи

Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. О матери же известно наверняка только то, что она официально вышла замуж за мужчину из крестьянской семьи и подарила ему еще 7 детей. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.

Вся дальнейшая биография да Винчи тесно завязана с его творчеством, события жизни мастера, встреченные им люди, естественно, оставляли свои следы развитии его мировоззрения. Так, встреча с Андреа Вероккио определила начало его пути в искусстве. В 16 лет, Леонардо становится учеником студии прославленного мастера Вероккио. Именно в мастерской Вероккио, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа».

В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Здесь находят широкое применение таланты Леонардо не только как художника, но и как скульптора, декоратора, организатора всевозможных маскарадов и турниров, человека, создавшего поразительные механические устройства. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».

Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе. К концу жизни он становится « первым королевским художником, инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.

Творчество Леонардо да Винчи

Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

Леонардо считал, что лучшим персонажем для изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

Ранний период творчества

Периодизация творческой биографии Леонардо да Винчи довольно условна: некоторые из его работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Вероккио.

Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В этот период Леонардо не создает собственных работ, но жадно впитывает все, что связано с выбранной профессией. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Игра света и тени, черты лица маленького ангела, написать которого было доверено да Винчи, настолько поразили Вероккио, что он счел себя превзойденным собственным учеником и решил больше никогда не браться за кисть. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.

В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Теперь легкая дымка – сфумато – не просто тонкий слой размытой краски, но действительно легкая пелена живого тумана. Не смотря на то, что к 1476г. да Винчи открывает собственную мастерскую и получает собственные заказы, он все еще тесно сотрудничает с Вероккио, относясь с глубоким почтением и уважением к своему учителю. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.

Зрелый период творчества

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Поздний период творчества

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.
Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Год спустя Леонардо начинает серию «Потом», которая является своеобразным ответом на версию, предложенную Микеланджело в Сикстинской капелле. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи.

Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику – Франческо Мельци.

Изобретения Леонардо да Винчи

Это может показаться невероятным, но некоторые изобретения, сделанные в конце 18 — начале 19 вв. на самом деле уже были описаны в трудах да Винчи, как и кое-что из привычных нам вещей. Кажется, того, о чем не упоминал бы мастер в своих рукописях, вообще не существует. Там описан даже будильник! Конечно, конструкция его значительно отличается от того, что мы видим сегодня, тем не менее, изобретение заслуживает внимания хотя бы из-за своей конструкции: весы, чаши которых наполнены жидкостью. Переливаясь из одной чаши в другую, вода приводит в действие механизм, который толкает или поднимает ноги задремавшего человека. Трудно не проснуться в таких условиях!

Однако подлинная гениальность Леонардо-инженера проявляется в его механических и архитектурных инновациях. Последние ему удалось воплотить в жизнь почти полностью (за исключение проекта идеального города). Но вот относительно механики, применение ей нашлось далеко не сразу. Известно, что да Винчи готовился сам опробовать свой летательный аппарат, однако он так и не был сконструирован, не смотря на детальный план, составленный на бумаге. Да и велосипед, созданный мастером из дерева, тоже вошел в обиход на несколько столетий позже, как, впрочем, и механическая самоходная повозка, приводимая в действие двумя рычагами. Однако сам принцип работы повозки был применен для усовершенствования ткацкого станка еще при жизни да Винчи.
Будучи еще при жизни признан гением живописи, Леонардо да Винчи всю жизнь мечтал о карьере военного инженера, и потому особое место в его деятельности отводилось изучением укреплений, военных машин, защитных сооружений. Так, именно он разработал прекрасные методы отражения турецких атак в Венеции, и даже создал подобие защитного скафандра. Но поскольку турки так и не напали, изобретение не было опробовано в действии. Точно так же осталась лишь в чертежах боевая машина, напоминающая танк.

Вообще, в отличие от произведений живописи, рукописи и чертежи Леонардо дошли до наших дней в большей сохранности и продолжают исследоваться в наши дни. По некоторым чертежам даже были воссозданы машины, которым не суждено было появиться при жизни да Винчи.

Живопись Леонардо да Винчи

Большинство произведений кисти да Винчи не дошло до наших дней из-за постоянных экспериментов мастера не только с техникой живописи, но и с инструментарием: красками, холстами, грунтовкой. В результате таких экспериментов состав красок на некоторых фресках и полотнах не выдержал испытания временем, светом, влагой.

В рукописи, посвященной изобразительному искусству да Винчи, в основном, делает упор не столько на технику письма, сколько на подробное изложение придуманных им нововведений, которые, кстати, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Так, Леонардо советует покрывать холст тонким слое клея, вместо белой грунтовой смеси, которую было принято использовать до этого. Изображение, нанесенное на подготовленный таким образом холст, закрепляется гораздо лучше, чем на грунте, особенно если писать темперой, которая была широко распространена в то время. Масло вошло в обиход несколько позже, и да Винчи предпочитал использовать его как раз для письма на грунтованном холсте.

Так же одной из особенностей живописной манеры да Винчи является предварительный набросок задуманной картины прозрачными темными (коричневыми) тонами, эти же тона использовались и как верхний, завершающий, слой всего произведения. И в том и в другом случае завершенная работа наделялась мрачным оттенком. Вполне возможно, что со временем цвета еще больше темнели именно из-за этой особенности.

Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Известен даже случай, когда Леонардо решил экспериментальным путем проверить свои догадки о том, как двигаются лицевые мышцы во время смеха и плача. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.

Мона Лиза.

«Мона Лиза» она же «Джоконда», полное название - портрет госпожи Лизы дель Джокондо, пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен. Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня. После смерти художника портрет был перевезен в замок Фонтенбло.

Джоконда стала самой мистической картиной всех эпох. Она стала предметом исследований художественной техники для мастеров 15в. В эпоху романтизма художники и критики восхищались ее загадочностью. Кстати, именно деятелям этой эпохи мы обязаны таким великолепным ореолом таинственности, сопровождающим Мону Лизу. Эпоха романтизма в искусстве просто не могла обойтись без мистического антуража, присущего всем гениальным мастерам и их произведениям.

Сюжет картины сегодня известен всем: загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа. Однако многочисленные исследования выявляют все больше деталей, ранее не замеченных. Так, при ближайшем рассмотрении видно, что дама на портрете одета в полном соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль. Казалось бы, в этом нет ничего особенного.

Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но проведенный в 2006г. канадскими учеными более подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль, на самом деле, окутывает весь стан модели. Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т.е. счастье, умиротворение. Не объясняет ли это и глубину взгляда, и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак? Вполне возможно. Это не просто портрет женщины. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Может быть, именно этим она была столь дорога автору.

Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю «Возрождение». Размеры картины 77 см x 53 см.

«Тайная вечеря» — фреска созданная да Винчи в 1494-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грези, Милан. На фреске изображена библейская сцена последнего вечера, проведенного Иисусом из Назарета в окружении двенадцати своих учеников.

В этой фреске да Винчи постарался воплотить все свои знания о законах перспективы. Зал, в котором сидят Иисус и апостолы, написан с исключительной точностью в плане пропорций и удаленности объектов. Задний план комнаты, тем не менее, виден настолько ясно, что представляет собой практически вторую картину, а не просто фон.

Естественно, центром всего произведения является сам Христос, именно относительно его фигуры спланирована и вся остальная композиция фрески. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Являясь центром фрески, фигурой, вокруг которой, кажется, вращается весь мир, Иисус все же остается один: все остальные фигуры как бы отделены от него. Все произведение заключено в строгие прямолинейные рамки, ограничивающиеся стенами и потолком комнаты, столом, за которым сидят участники тайной вечери. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо.

В аббатстве Тонгерло, Бельгия, хранится удивительно точная копия “Тайной вечери”, сделанная мастерами школы да Винчи по его собственной инициативе, поскольку художник боялся, что фреска в миланском монастыре не выдержит испытания временем. Именно эту копию реставраторы использовали при воссоздании оригинала.

Картина находится в Санта-Мария-делле-Грацие, размеры 4,6 м x 8,8 м.

Витрувианский человек

«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Рисунок сделан чернилами. Размеры рисунка 34 см x 26 см. Жанр: Абстракционизм. Направление: Высокое Возрождение.

Судьба манускриптов.

После смерти да Винчи в 1519г. все рукописи великого ученого и живописца отошли в наследство любимому ученику Леонардо, Франческо Мельци. К счастью, до наших дней дошла основная часть оставленных да Винчи рисунков и записей, сделанных его знаменитым способом зеркального письма, т.е. справа на лево. Без сомнения, Леонардо оставил после себя самое большое собрание сочинений эпохи Возрождения, однако после его смерти, рукописи ожидала не легкая судьба. Даже удивительно, что после стольких перипетий манускрипты все-таки дожили до наших дней.
Сегодня научные труды да Винчи имеют далеко не тот вид, который придал им Мастер, с особой тщательностью группировавший их по одному ему ведомым принципам. После смерти Мальзи, наследника и хранителя рукописей, его потомки начали нещадно транжирить доставшееся им наследие великого ученого, очевидно, даже не ведая о его истинной ценности. Первоначально, рукописи просто хранились на чердаке, позднее семейство Мальзи раздало часть манускриптов и продало отдельные листы друзьями коллекционерам за смехотворную цену. Таким образом, все записи да Винчи обрели новых хозяев. Счастье, что ни одного листа при этом не было потеряно!

Однако власть злого рока на этом не закончилась. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации, и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. хранилась в библиотеке Милана. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.

На сегодняшний день собраны все известные рукописи да Винчи, и почти все они находятся в государственных музеях стран Европы, за исключением одной, чудесным образом до сих пор остающейся в частной коллекции. С середины 19в. исследователями-искусствоведами ведется работа по восстановлению первоначальной классификации манускриптов.

Вывод.

Согласно последней воле да Винчи, его похоронный кортеж сопровождали шестьдесят нищих. Похоронен великий мастер эпохи Ренессанса в часовне Сен-Юбер, в окрестностях замка Амбуаз.
Да Винчи оставался одиноким всю свою жизнь. Не имея ни жены, ни детей, ни даже собственного дома, он посвятил всего себя научным изысканиям и искусству. Так уж складывается судьба гениев, что при жизни и после смерти их работы, в каждую из которых была вложена частица души, остаются единственной «семьей» своего создателя. Так произошло и в случае с Леонардо. Однако все, что сделал этот человек, сумевший полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, стало сегодня достоянием всего человечества. Сама судьба расставила все так, что не имея собственной семьи, да Винчи передал огромное наследство всему человечеству. Причем сюда входят не только уникальные записи и восхитительные работы, но и та таинственность, которая сегодня окружает их. Не было ни одного столетия, в которое не пробовали бы разгадать тот или иной замысел да Винчи, искать то, что считалось утерянным. Даже в наш век, когда многое неведомое ранее стало повседневным, рукописи, рисунки и картины великого Леонардо не оставляют безучастными ни посетителей музеев, ни искусствоведов, ни даже писателей. Они до сих пор служат неисчерпаемым источником вдохновения. Не в этом ли заключается истинный секрет бессмертия?

Витрувианский человек

Мадонна Бенуа

Мадонна Литта

🙂 Приветствую любителей истории и искусства! В статье «Леонардо да Винчи: биография, творчество, факты и видео» — о жизни итальянского художника. Этот «универсальный человек» был живописцем, скульптором, архитектором, естествоиспытателем, изобретателем, писателем и музыкантом.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи

Огромное внимание в наше время уделяют историки и литераторы личности Леонардо да Винчи. В оценку этого неординарного человека в равной степени входят мистика и рационализм, и даже множество записей гения, которые благополучно дошли до XXI века, не может изменить это соотношение.

Он признан великим ученым, хотя его проекты, за некоторым исключением, не были осуществлены. Признан великим художником и скульптором, хотя написал немного картин и создал всего несколько скульптур. Гением его делает не количество созданных произведений, а изменение методов работы в этих отраслях знаний и искусства.

Италия, Флоренция

О детстве и отрочестве Леонардо почти не сохранилось ни документов, ни воспоминаний. Его отец, Пьеро да Винчи, был известным нотариусом во Флоренции. Мать Катерина была из крестьян. Когда она родила сына (15 апреля 1452), ее сразу выдали замуж за богатого землевладельца Пьеро дель Вачча. Мальчик рос в доме отца и мачехи Альбиеры.

На формирование его личности огромное влияние оказал его дядя Франческо. Леонардо был незаконнорожденным и, по законам Средневековья, не мог унаследовать профессию отца. Пьеро был близко знаком с Верроккьо и при встрече показал ему рисунки сына. В 14 лет Леонардо поступил учеником в мастерскую прославленного живописца.

В мастерской Верроккьо

Юноша досконально изучил азы архитектуры, живописи и ваяния в мастерской Верроккьо. Он познакомился с другими отраслями знаний, подружился с учениками, в частности, с и Перуджино. Он познакомился с Тосканелли (математик, врач) и Леоном Альберти.

В цех художников да Винчи был принят в 1472 году. Самыми большими заказами Верроккьо в это время была статуя «Давид» для семьи Медичи (предположительно, моделью служил да Винчи), и роспись купола собора.

Спустя восемь лет Леонардо открыл собственную мастерскую. Первой его самостоятельной работой считается – изображение ангела на полотне «Крещение Христа». Вазари писал, что это произведение создал Верроккьо.

Но спектральный анализ, который провели работники галереи Уффици, доказывает, что над этой картиной работали 3-4 художника. Большая часть композиции — работа Боттичелли. Леонардо написал ангела и пейзаж за его спиной.

Художник не всегда подписывал свои работы, что затрудняет их изучение. В начале 1470-х годов он создал два «Благовещения», возможно, это были картины для алтаря. Одна из них находится в галерее Уффици, как одна из наиболее ранних работ. В ней просматривается некоторое сходство с работой Лоренцо ди Креди, также ученика Верроккьо.

К ранним произведениям можно отнести и рисунок пером, на котором изображена долина реки и виднеющиеся вдали живописные скалы.

К этому же времени относятся и чертежи военных машин, машин для развивающейся текстильной промышленности. Вполне возможно, что эти проекты были заказаны Лоренцо Медичи.

Леонардо да Винчи: картины

Первый большой заказ, полученный от Пьеро Поллайоло, — алтарь для капеллы Святого Бернарда. Леонардо получил аванс, но работу не окончил и уехал в Милан.

«Поклонение волхвов», 1481. Уффици, Флоренция, Италия

Другой заказ – алтарный образ «Поклонение волхвов». Но и эту работу, получив аванс, художник не завершил. Именно это произведение искусствоведы считают фундаментом для европейской живописи. Эскизы к этой работе находятся в Уффици, Лувре и музее Британии. Эту композицию закончил Филиппино Липпи.

«Святой Иероним». 1480-82, Ватиканская пинакотека, Ватикан

Картина «Святой Иероним» также неокончена. Фигура святого изображена с великолепным знанием анатомии. Лев на переднем плане обозначен только контурной линией.

К работам 1478 — 1480 годов относятся: «Портрет Джиневры» и «Мадонна с цветком» (находятся в экспозиции Эрмитажа). Серьезный облик Джиневры дает основание считать эту работу первым психологическим портретом в искусстве.

«Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-6, Национальная галерея искусства, Вашингтон (США)

«Мадонна Бенуа», возможно, написана по зарисовкам, которые сейчас хранятся в музее Лондона. Произведение исполнено в новой технике и отличается прозрачностью светотени и роскошью оттенков при сдержанности общего колорита.

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком», 1478-80, Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)

Изображение воздушного пространства размывает границу предметов и этим соединяет всю композицию. Многие искусствоведы предполагают, что «Мадонна с гвоздикой» была создана раньше, чем «Мадонна Бенуа».

«Мадонна с гвоздикой», 1478, Старая Пинакотека, Мюнхен (Германия)

Как известно из исторических источников, в молодости Леонардо слепил глиняные «головы, смеющихся девушек», а потом с них делали отливки. Еще он нарисовал чудовище на щите из дерева. «Оно было отвратительно. Казалось, что его дыхание отравляет и воспламеняет все вокруг».

Милан

В 1482 г. он приехал в Милан и привез две неоконченные картины. Одна из них «Мадонна Литта». Завершил он ее в 1490 г. В Милане его деятельность была разноплановой. Он работал инженером и его упоминают наравне с Д. Браманте.

«Мадонна Литта», 1490-1, Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)

Чертежи этого периода — доказательство гениальной одаренности этого великого человека. Он активно участвовал в строительстве канала и значительно усовершенствовал систему шлюзов.

Да Винчи усиленно трудился над проектом идеального города. В его представлении это был трехъярусный город. В 1487 году он представил на конкурс проект купола собора в Милане. Комиссия не могла принять окончательное решение и перенесла конкурс на лето 1490 года. Но мастер отказался от участия.

Да Винчи оформлял свадебные торжества правителей, был музыкантом и блестящим собеседником. Писал басни и загадки. В Милане он подружился с Ф. Кардано (врач и математик). Часто навещал Дж. Марлиани.

Да Винчи внимательно изучал и наблюдал за природой, но никогда не стремился скопировать ее. Он хотел создать что-то новое. Так он написал «Голову Медузы». Она не была окончена, но украшала коллекцию герцога Козимо Медичи.

В «Атлантическом кодексе», записях мастера по различным областям знаний, есть черновик письма к Лодовико Сфорца. Он предлагает свои услуги как инженер и скульптор. Пишет, что хочет создать большой монумент Франческо Сфорца.

Круг его знакомых включал: математика Георгия Баллу и богослова Пьетро Монти. В 1496 г. Леонардо посещал лекции известного математика Луки Пачоли.

Это был необыкновенно одаренный человек. Леонардо да Винчи покинул этот мир 2 мая 1519 года. Он оставил после себя много задумок, великолепных картин и еще больше неразрешимых загадок.

Видео

Дополнительная информация «Леонардо да Винчи: биография»

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Краткая биография Леонардо да Винчи

15 апреля 1452 г. – Леонардо родился в селении Анкиано близ Винчи. Его мать, о которой почти ничего не известно, предположительно звалась Катериной. Его отец – сер Пьеро да Винчи 25 лет от роду, нотариус, из династии нотариусов. Леонардо – незаконнорожденный.

В своем дневнике дед Леонардо, Антонио да Винчи, сделал запись: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля, родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео» (3 часа ночи – в 22–30).

1452 г. – отец Леонардо женится на Альбиере Амадори, которой в это время было 16 лет.

1452–1456 гг. – предположительно эти четыре года Леонардо живет с матерью.

1457–1466 гг. – Леонардо забирают в Винчи, отныне он проживает в семье отца. О нем заботятся дедушка с бабушкой, мачеха и дядя. Отец в основном в разъездах. Леонардо посещает начальную школу.

1464 г. – умирает мачеха Леонардо Альбиера, отец вскоре женится во второй раз.

1464 г. – умирает дед Леонардо.

1466 г. (ориентировочно) – Леонардо поступает в мастерскую Андреа Вероккио. Одновременно с Леонардо в мастерской Вероккио работали Гирландайо, Перуджино, Лоренцо ди Креди. Точная запись о появлении Леонардо во Флоренции относится к 1469 году, однако, чтобы стать художником, он должен был проучиться шесть лет. Обычно в то время ни для кого не делали поблажек. Поэтому более реальной кажется дата 1466 год.

1469 г. – к власти во Флоренции приходит Лоренцо Медичи Великолепный.

1472 г. – Леонардо получает квалификацию мастера в гильдии святого Луки.

1472 г. – Леонардо да Винчи пишет голову ангела на картине Андреа Вероккио «Крещение» и начинает работу над картиной «Благовещение».

1473 г. – умирает вторая жена сера Пьеро, отца Леонардо.

1473 г. – Леонардо пишет «Мадонну с гвоздикой». В эти годы он выполняет еще несколько работ, о которых сообщает Вазари. Работы эти не сохранились. Считается, что с одной из них, так и не законченной Мастером – «Горгоны Медузы», – художник Караваджо сделал копию.

1474 г. – Леонардо пишет по заказу Бернардо Бембо портрет Джиневры Бенчи, первый портрет его работы.

1474 г. – отец Леонардо женится в третий раз, на Маргарите де Франческо.

1476 г. – у сера Пьеро да Винчи рождается законный наследник Антонио.

1478 г. – заговор Пацци; Джулиано Медичи убит, Лоренцо Медичи ранен. Заговорщики казнены.

1478 г. – Леонардо получает заказ на алтарный образ для капеллы Св. Бернарда во дворце Синьории, но не выполняет заказ.

1478–1480 гг. – Леонардо (предположительно) пишет двух мадонн – «Мадонну Литта» и «Мадонну Бенуа».

1479 г. – заказ на картину «Святой Иероним».

1480 г. – Леонардо заводит свою мастерскую, о чем сохранилась соответствующая запись.

1481 г. – заказ на большую алтарную картину «Поклонение волхвов».

1482 г. – в феврале Леонардо переезжает в Милан, ко двору Лодовико Моро.

1483 г. – начало работы над картиной «Мадонна в скалах».

1485 г. – «Портрет музыканта».

1487 г. – портрет Чечилии Галлерани («Дама с горностаем»).

1487 г. – разработка летательной машины – орнитоптера. Идея создать летательный аппарат не покидала Леонардо много лет. Недаром Вазари написал о Леонардо: «…этот мозг в своих измышлениях никогда не находил себе покоя».

1487 г. – Леонардо выполняет проект купола Миланского собора, но снимает свою модель с конкурса.

1490 г. – рисунок Витрувианского человека.

1490 г. – спектакли и шатры на свадьбе Джиано Галеаццио Сфорца и Изабеллы Неаполитанской. Эта свадьба известна под названием «Небесное празднование».

1490 г. – Леонардо приступает к работе над «Конем».

1490 г. – Леонардо встречается в Павии с инженером Франческо ди Джорджо.

1491 г. – Лодовико Моро женится на Беатриче д’Эсте. Леонардо – устроитель праздника по этому случаю.

1493 г. – модель «Коня» готова.

1494 г. – французский король Карл VIII вторгается в Италию. Лодовико Моро отправляет весь металл своему тестю в Феррару.

1495 г. – умирает Катерина, Леонардо делает в дневнике отметку о ее погребении.

1495–1498 гг. – работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

1496 г. – в Милан прибывает математик фра Луко Пачоли, с которым Леонардо быстро сдружился и для книги которого сделал иллюстрации.

1496 г. – Леонардо готовит декорации для праздника «Даная».

1496 г. – картина «Прекрасная Ферроньера».

1499 г. – 2 сентября Лодовико Сфорца бежит из Милана. 6 сентября Милан захвачен французскими войсками короля Людовика XII, который сменил на троне Франции Карла VIII. Гасконские арбалетчики уродуют модель памятника Сфорца.

6 октября Людовик XII вступает в Милан. «Герцог потерял свое государство, личное имущество и свободу, и ни одно из его начинаний не доведено до конца», – записывает Леонардо. В декабре Леонардо покидает Милан.

1500 г. – Леонардо посещает Мантую и Венецию. В Мантуе он изготавливает картон для портрета Изабеллы д’Эсте, но портрета ее так и не напишет. В Венеции он посещает студии художников, встречается с Джорджоне.

1500 г. – Леонардо возвращается во Флоренцию и получает заказ на картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» от монахов-сервитов.

1500 г. – Лодовико Сфорца пленен и отправлен в тюрьму во Францию.

1502 г. – Леонардо поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. Чезаре Борджиа – сын папы римского Александра Шестого, получил от отца приказ отвоевать утраченные в прежние годы папские владения. Что он и исполняет. Леонардо назначается «генеральным архитектором и инженером…» По заданию Борджиа Мастер инспектирует крепости и составляет географические карты, в том числе карту Ареццо, на которой с поразительной точностью указаны расстояния между городами, и карту Имолы. Дружба с Никколо Макиавелли, автором книги «Государь».

1503 г. – после смерти папы Александра VI Чезаре Борджиа спешно возвращается в Рим, а Леонардо в марте уезжает во Флоренцию.

1503 г. – Леонардо приступает к работе над «Моной Лизой».

1504 г. – создан «Трактат о полете птиц».

1504 г. – 4 мая заключен договор на создание фрески «Битва при Ангиари». Леонардо приступает к работе. Леонардо и Никколо Макиавелли разрабатывают план изменения русла реки Арно.

1504 г. – умирает отец Леонардо. Сводные братья отказывают Леонардо в правах на наследство.

1506 г. – возвращение в Милан, служба королю Франции Людовику XII.

1507 г. – Леонардо возвращается во Флоренцию, чтобы получить то, что ему причиталось по завещанию после смерти дяди. Судебная тяжба с братьями.

1508–1512 гг. – работа в Милане над конным памятником маршалу Трувильцио.

1508 г. – Леонардо заканчивает работу над вторым вариантом «Мадонны в скалах».

1511 г. – Леонардо вместе с Франческо Мельци поселяется в Ваприо.

1512 г. – сын Людовико Моро, Массимилиано, возвращает себе власть над Миланом.

1512 г. – переезд в Рим под покровительство папы Льва X и его брата Джулиано Медичи.

1512 г. – французские войска терпят поражение. Медичи возвращаются во Флоренцию.

1513–1516 гг. – работа над картиной «Иоанн Креститель».

1514 г. – план осушения Понтийских болот.

1515 г. – умирает французский король Людовик XII. Королем Франции становится Франциск I. Французские войска снова входят в Милан. На встрече папы Льва X и Франциска I в Болонье Леонардо демонстрирует своего механического льва и получает приглашение переехать во Францию.

1516 г. – после смерти Джулиано Медичи Леонардо принимает приглашение французского короля Франциска I и переезжает жить в Кло-Люсе, недалеко от Амбуаза. Леонардо получает официальное звание первого королевского художника, инженера и архитектора, а также годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера.

1517 г. – Леонардо устраивает королевские праздники, занимается проектом королевского дворца, канала и осушения болот.

1518 г. – организация королевских праздников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Леонардо да Винчи автора Дживелегов Алексей Карпович

Алексей Дживелегов ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

18. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452–1519) Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Мечта Леонардо да Винчи Раньо Неро не был единственным, кто занимался предсказаниями в Италии во времена Высокого Возрождения. Баловались этим даже мастера живописного и скульптурного цеха. Особенно популярны были их «рассказы о будущем» в образованном ими Обществе

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Зарождение соперничества с Леонардо да Винчи Микеланджело не раз задавал себе вопрос: как Флоренция в ее теперешнем бедственном положении продолжает финансировать искусство? А ведь он был не единственным художником, кого она поддерживала, – в результате французского

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Глава 9 «Настенная дуэль» с Леонардо да Винчи Оскорбление конкурента Как и Леонардо да Винчи, Микеланджело хотел быть одновременно и инженером, и рисовальщиком, и живописцем, и скульптором, и каменотесом. Он занимался всем сразу, и у него не оставалось времени ни на себя,

Из книги 10 гениев живописи автора Балазанова Оксана Евгеньевна

Основные даты жизни Леонардо да Винчи 1452 – рождение Леонардо в Анкиано или Винчи. Его отец уже три года служит нотариусом во Флоренции. Он женится на шестнадцатилетней Альбиере Амадори. 1464/67 – прибытие Леонардо во Флоренцию (точная дата неизвестна). Смерть Альбиеры и

Из книги Леонардо да Винчи [с иллюстрациями] автора Шово Софи

Объять необъятное – Леонардо да Винчи «И, увлекаемый жадным своим влечением, желая увидеть великое смешение разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, среди темных блуждая скал, подошел я к входу в большую пещеру, пред которой на мгновение

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

25. Леонардо да Винчи о своих змеях (1480 г.) Люблю смотреть, как их живая груда Стекает на пол, словно соки Зла; Окраска их черна, потом бела, Вот синь волны, вот зелень изумруда. Для зыби их не создана запруда, Ей место - океан, где правит мгла; Бесшумны эти гибкие

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Винчи Леонардо да (род. в 1452 г. – ум. в 1519 г.) Гениальный итальянский художник, архитектор, инженер, изобретатель, ученый и философ, проявивший себя практически во всех областях естествознания: анатомии, физиологии, ботанике, палеонтологии, картографии, геологии,

Из книги Художники в зеркале медицины автора Соловьева Инна Соломоновна

Леонардо Да Винчи Леонардо Да Винчи – полное имя которого произносится не иначе, как Леона?рдо ди сер Пье?ро да Ви?нчи родился 15 апреля 1542 года неподалеку от Флоренции, в селении Анкиано, которое расположено в области города Винчи, а умер во Франции в 1519 году. Леонардо Да

Из книги автора

Улыбка Джоконды (Леонардо да Винчи) Женщина мира В потоке встречных лиц искать глазами Всегда одни знакомые черты… Михаил Кузмин Всю жизнь мы кого-то ищем: любимого человека, вторую половину своего разорванного «я», женщину наконец. Федерико Феллини по поводу героинь

Из книги автора

Глава 2 Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – итальянский живописец, скульптор, ученый-энциклопедист, инженер, изобретатель, один из самых выдающихся представителей культуры Высокого Возрождения, родился 15.04.1452 в городе Винчи близ Флоренции (Италия).

Статья посвящена краткой биографии Леонардо да Винчи - одного из ярчайших представителей итальянского Возрождения. Леонардо представлял собой универсального человека, добившегося значительных успехов во многих областях человеческой деятельности. Список талантов гениального мастера огромен. Он прославился как изобретатель, музыкант, писатель, живописец, инженер.

Биография да Винчи: становление гения

Леонардо родился в 1452 г. недалеко от Флоренции. От названия родного города (Винчи) происходит имя будущего гения. Леонардо был рожден вне брака, что накладывало запрет на профессию юриста (отец Леонардо был нотариусом). Многие исследователи считают, что именно поэтому Леонардо выбрал творческий путь в жизни. Гениальные способности проявились у мальчика с детства. Он с легкостью усваивал различные знания, превосходно их анализировал и ставил собственные вопросы.
В 1469 г. Леонардо с отцом переезжают во Флоренцию, где молодой человек, проявлявший талант в изобразительном искусстве, становится подмастерьем в мастерской одного из известнейших живописцев - А. дель Веррокьо. Существует легенда о том, что мастер поручил Леонардо изобразить второстепенные фигуры на своем полотне (обычная работа для подмастерья). Работа молодого художника настолько поразила мастера, что он поклялся больше никогда не рисовать. Так или иначе от Веррокьо Леонардо получает первые знания и умения скульптора.
Леонардо интересуется одновременно многими науками. Через несколько лет он основывает собственную мастерскую. Первые картины Леонардо пользуются большим успехом и предвещают славу великого художника. Существенным недостатком мастера был его неуемный и беспокойный характер. Многие его произведения остались незаконченными, так как Леонардо терял к ним интерес и принимался за новую работу. Ярким примером этого была его заказная работа над картиной, изображающей Адама и Еву. Леонардо с большим мастерством выполнил изображение райского сада, но на этом работу бросил.

Биография да Винчи: творческий расцвет

Одним из величайших шедевров Леонардо является картина "Тайная вечеря". По легенде поиском натурщика для изображения Иуды художник занимался около трех лет. Лик Христа так и не был доработан до конца, что никак не умаляет огромной художественной ценности картины.
В 80-90-е гг. XV века Леонардо проживает в Милане и работает в нескольких областях человеческой деятельности. Он являлся художником, скульптором, инженером, создателем различных механических изобретений. Леонардо создает проекты подводного и летательного аппаратов, интерес к которым существует и в наше время.
В начале XVI века Леонардо переезжает в Венецию и поступает на службу к Ч. Борджиа. Он ненадолго посещает Флоренцию. К этому времени относится создание художником шедевра живописи - "Моны Лизы". До сих пор не утихают споры о загадочной улыбке женщины. Нет единодушного мнения и о том, кем была натурщица для картины.
В 1516 г. Леонардо переезжает во Францию и поступает на службу к французскому королю. Великий мастер получает значительное королевское материальное обеспечение. Он выступает в роли ведущего советника короля по различным вопросам.
Леонардо был автором около 7000 различных рисунков и страниц с записями в различных областях науки. Это огромное наследство было впоследствии систематизировано и издано в виде нескольких трактатов. Леонардо был автором множества открытий в самых разных сторонах человеческого знания. Он стал образцом и символом универсального человека, идеалом Возрождения. На него равнялись многие деятели науки и культуры. Леонардо да Винчи во многом предвосхитил свою эпоху. Большое количество его гениальных изобретений были недоступны для понимания той эпохи и получили признание только спустя столетия. Уровень технического развития при жизни Леонардо просто не позволял осуществить его инженерные и механические замыслы.
Леонардо да Винчи умер в 1519 г., являясь величайшим художником и изобретателем для современников. Легкость, с которой он добивался успехов в различных областях науки, не была до конца осознана в его время. Многие проекты Леонардо были оценены лишь в современную эпоху. При этом отмечается невероятная широта замыслов гения и безграничные возможности его таланта.