Художественные особенности романа Л. Толстого "Война и мир"

По поводу того, каков смысл названия романа Толстого «Война и мир», шли ожесточенные споры. Теперь, кажется, все пришли к более или менее определенным толкованиям.

Антитеза в широком смысле слова

Действительно, если прочесть только лишь заголовок романа, то сразу в глаза бросается самое простое противопоставление: мирная, спокойная жизнь и военные баталии, которые занимают в произведении очень значительное место. Смысл названия «Война и мир» лежит как бы на поверхности. Рассмотрим эту сторону вопроса. Из четырех томов романа только лишь второй освещает исключительно мирную жизнь. В остальных томах война перемежается описанием эпизодов из жизни различных частей общества. Недаром сам граф, называя свою эпопею по-французски, писал только La guerre et la paix, которое переводится без дополнительных толкований: «война и есть война, а мир - только бытовая жизнь». Есть основания думать, что автор рассматривал смысл названия «Война и мир» без дополнительного подтекста. Тем не менее он в нем заложен.

Застарелые споры

До реформы русского языка слово «мир» писалось и толковалось двояко. Это были «миръ» и «мир» через i, которое в кириллице так и называлась «и», и ижицу, которая писалась как «и». Эти слова различались по смыслу. «Миръ» - время без военных событий, а второй вариант означал вселенную, земной шар, общество. Орфография легко могла изменить смысл названия «Война и мир». Сотрудники основного в стране Института русского языка выяснили, что старая орфография, которая мелькнула в одном-единственном раритетном издании, - не более чем опечатка. Была также найдена одна описка в деловом документе, которая привлекла внимание некоторых комментаторов. Но автор в письмах писал только «миръ». Как появилось название романа, пока достоверно не установлено. Опять мы сошлемся на наш ведущий институт, в котором точных аналогий лингвисты не установили.

Проблематика романа

Какие вопросы рассматриваются в романе?

  • Дворянское общество.
  • Частная жизнь.
  • Проблемы народа.

И все они так или иначе связаны с войнами и мирной жизнью, что и отражает смысл названия «Война и мир». Художественный прием автора - противопоставление. В 1-й части первого тома читатель только погрузился в жизнь Петербурга и Москвы, как сразу 2-я часть переносит его в Австрию, где идет подготовка к Шенграбенскому сражению. 3-я часть первого тома перемешивает жизнь Безухова в Петербурге, поездку князя Василия с Анатолем в к Болконским и сражение под Аустерлицем.

Контрасты общества

Русское дворянство - уникальный слой. В России крестьянство его воспринимало как иностранцев: они говорили по-французски, их манеры и быт были отличны от русского. В Европе, напротив, на них смотрели, как на «русских медведей». В любой стране они были чужие.

В родной стране они всегда могли ждать мужицкого бунта. Вот еще один контраст общества, который отразил смысл названия романа «Война и мир». Для примера приведем эпизод из третьего тома, часть 2-я. Когда к Богучарову подступали французы, то мужики не захотели отпустить княжну Марью в Москву. Только вмешательство Н. Ростова, который случайно проходил мимо с эскадроном, спасло княжну и усмирило крестьян. Военное и мирное время у Толстого переплетены, как это происходит и в современной жизни.

Движение с запада на восток

Две войны описывает автор. Одна чужда русскому человеку, который не понимает ее смысла, но ведет борьбу с неприятелем, как приказывает начальство, не жалея себя, даже без необходимого обмундирования. Вторая понятна и естественна: защита Отечества и борьба за свои семьи, за мирную жизнь на родной земле. Об этом также говорит смысл названия романа «Война и мир». На этом фоне выявляются противоположные, антагонистические качества Наполеона и Кутузова, выясняется роль личности в истории.

Об этом многое рассказывает эпилог романа. В нем даются сравнения императоров, полководцев, генералов, а также производится анализ вопросов воли и необходимости, гения и случайности.

Противопоставление сражений и мирной жизни

В целом Л. Толстой делит на две полярные части мир и войну. Война, которой целиком заполнена история человечества, отвратительна и противоестественна. Она вызывает в людях ненависть и враждебность и приносит разрушения и смерти.

Мир - это счастье и радость, свобода и естественность, труд на благо общества и отдельной личности. Каждый эпизод романа - это песнь радостей мирной жизни и осуждение войны как непременного атрибута человеческой жизни. Такое противопоставление и есть смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Мир не только в романе, но и в жизни отрицает войну. Новаторство Л. Толстого, который сам участвовал в севастопольских сражениях, заключено в том, что он показал не ее героизм, а изнанку - будничную, подлинную, испытывающую все душевные силы человека.

Дворянское общество, его контрасты

Дворяне не составляют единую сплоченную массу. Петербург, высший свет, смотрит сверху вниз на закоснелых добродушных москвичей. Салон Шерер, дом Ростовых и уникальное, интеллектуальное, стоящее вообще особняком Богучарово, - это настолько разные миры, что они всегда будут разделены пропастью.

Смысл названия «Война и мир»: сочинение

Шесть лет жизни (1863 - 1869) отдал Л. Толстой написанию романа-эпопеи, о котором впоследствии высказывался с пренебрежением. Но мы ценим этот шедевр за открытие широчайшей панорамы жизни, в которую включено все, что окружает человека день за днем.

Основной прием, который мы видим во всех эпизодах, - это антитеза. Весь роман, даже описание мирной жизни, построен на контрастах: церемонный салон А. Шерер и холодный семейный уклад Лизы и Андрея Болконских, патриархальная теплая семья Ростовых и насыщенная интеллектуальная жизнь в забытом Богом Богучарове, нищенское тихое существование обожаемой семьи Долохова и его внешняя, пустая, броская жизнь авантюриста, ненужные Пьеру встречи с масонами, которые не задаются глубокими вопросами переустройства жизни, как Безухов.

Война также имеет полярные стороны. Бессмысленная для русских солдат и офицеров заграничная компания 1805 - 1806 годов и страшный 12-й год, когда пришлось, отступая, дать кровопролитное сражение под Бородином и сдать Москву, а потом, освободив родину, через всю Европу гнать врага до Парижа, оставив его в целости.

Коалиция, которая образовалась после войны на когда все страны объединились против России, боясь ее неожиданной мощи.

Бесконечно много вложил в роман-эпопею своих философских рассуждений Л. Н. Толстой («Война и мир»). Смысл названия не поддается однозначному толкованию.

Оно многомерно и многопланово, как сама жизнь, которая нас окружает. Этот роман был и будет актуален во все времена и не только для русских, которые глубже его понимают, но и для иностранцев, которые вновь и вновь обращаются к нему, снимая художественные фильмы.

А.Е. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени. Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа, по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде.

Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года – именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги.

«Три поры» — так назвал Лев Николаевич Толстой свое произведение. Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй – непосредственно описание восстания декабристов; в третьей – вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне, амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен.

Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов. Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал.

Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене.

Темы «Войны и мира»

  1. Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
  2. Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, – остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. стала темой одного из наших сочинений.
  3. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину.
  4. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». К первым относятся Пьер, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а ко вторым старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. «Живые» находятся постоянно в движении, причем не столько физическом, сколько внутреннем, диалектичном (их души приходят к гармонии через череду испытаний), а «мертвые» прячутся за масками и приходят к трагедии и внутреннему расколу. Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света (Пьер), у кого-то он неустанно горит (Наташа Ростова), колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти.
  5. Главные герои

  • Андрей Болконский – дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество, даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой. Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью, после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь – человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом – в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «».
  • Наташа Ростова – веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки. В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой, в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного (Андрея Болконского). Мы проанализировали ее характер в сочинении «». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень.
  • Пьер Безухов – полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. мы тоже уже рассматривали.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким.
  • Графиня Наталья Ростова – жена Графа, обладает восточным колоритом, умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем.
  • Ник олай Ростов – старший сын – добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской.
  • Соня Ростова – племянница графа – маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово.
  • Марья Болконская – скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Л.Н. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. подробно описаны в эссе.
  • Элен Курагина бывшая жена Пьера — красивая женщина, светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа.
  • Анатоль Курагин – брат Элен – хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы, хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.
  • Федор Долохов – офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье.
  • Любимый герой Толстого

    В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов, свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость. Его героини готовы к самоотречению ради блага других.

    Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым.

    Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то. Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко». Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье.

    Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер. Несмотря на смешную нелепую внешность, Пьер умен, но единственный человек, который его принимает таким, какой он есть – Болконский. Князь смел и суров, его отвага и честь пригождаются на поле боя. Оба мужчины рискуют жизнью, чтобы спасти родину. Оба мечутся в поиске себя.

    Конечно, Л.Н. Толстой сводит своих любимых героев, только в случае Андрея и Наташи счастье недолговечно, Болконский погибает молодым, а Наташа с Пьером обретают семейное счастье. Марья и Николай тоже нашли гармонию в обществе друг друга.

    Жанр произведения

    «Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.

    Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.

    Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.

    Основные проблемы

  1. Проблема поиска настоящей жизни . Возьмем в пример Андрея Болконского. Он мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание – военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но он получает ранение и едет домой. Тут на глазах Андрея умирает жена, полностью пошатнув внутренний мир князя, тогда он осознает — е нет никакой радости в убийствах и страданиях народа. Не стоит этого карьера. Поиски себя продолжаются, ведь изначальный смысл жизни утрачен. Проблема в том, что сложно его обрести.
  2. Проблема счастья. Возьмем Пьера, которого отрывают от пустого общества Элен и война. В порочной женщине он вскоре разочаровывается, иллюзорное счастье обмануло его. Безухов, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти блаженство и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге, герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь пробираясь через тернии, он обрел свою звезду.
  3. Проблема народа и великого человека . В романе-эпопее явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом. Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы ему эту славу на «блюдечке» не преподнесли солдаты, в которых и заключается главная сила. Но многие правители ее не берегут, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. Народная война в событиях 1812 года показана на стороне русских. Кутузов бережет солдат, ради них жертвует Москвой. Они чувствуют это, мобилизуют крестьян и разворачивают партизанскую борьбу, которая доканывает врага и окончательно его изгоняет.
  4. Проблема истинного и ложного патриотизма. Конечно, патриотизм раскрывается через образы русских солдат, описание героизма народа в главных сражениях. Ложный же патриотизм в романе представлен в лице графа Растопчина. Он распространяет по Москве нелепые бумажки, а после спасается от гнева людей тем, что отправляет на верную гибель сына Верещагина. На эту тему у нас написана статья, называется «».

В чем смысл книги?

Об истинном смысле романа-эпопеи говорит сам писатель в строках о величии. Толстой считает, что величия нет там, где отсутствует простота души, добрые намерения и чувство справедливости.

Л.Н. Толстой выразил величие через народ. В изображениях картин-сражений обычный солдат проявляет небывалую храбрость, что вызывает гордость. Даже самые боязливые пробудили в себе чувство патриотизма, которое, как неведомая и неистовая сила, принесла победу русской армии. Писатель объявляет протест ложному величию. Когда на весы ставятся (здесь вы можете найти их сравнительную характеристику), последний остается взлетает вверх: его слава легковесна, так как имеет очень хлипкие основания. Образ Кутузова — «народный», никто еще из полководцев не был так приближен к простому люду. Наполеон же лишь пожинает плоды известности, недаром, когда Болконский раненный лежит на поле Аустерлица, автор его глазами показывает Бонапарта, как муху в этом огромном мире. Лев Николаевич задает новую тенденцию героического характера. Им становится «народный избранник».

Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Мысль Семейная

Л.Н. Толстой очень трепетно относился к теме семьи. Так, в своем романе «Война и мир» писатель показывает, что государство, как род — передает из поколения в поколение ценности и традиции, а хорошие человеческие качества так же являются ростками от корней, уходящих к праотцам.

Краткая характеристика семей в романе «Война и мир»:

  1. Безусловно, любимой семьей Л.Н. Толстого были Ростовы. Их род славился радушием и гостеприимством. Именно в этой семье отражаются авторские ценности настоящего домашнего уюта и счастья. Писатель считал предназначением женщины – материнство, сохранение комфорта в доме, преданность и способность к самопожертвованию. Такими и изображены все женщины семейства Ростовых. Всего в семье 6 человек: Наташа, Соня, Вера, Николай и родители.
  2. Другая семья – Болконские. Здесь царит сдержанность чувств, суровость отца Николая Андреевича, каноничность. Женщины тут больше похоже на «тени» мужей. Андрей Болконский унаследует лучшие качества, став достойным сыном своего отца, а Марья научится терпению и смирению.
  3. Семейство Курагиных – лучшее олицетворение пословицы «от осины не родятся апельсины». Элен, Анатоль, Ипполит циничны, ищут выгоду в людях, глупы и ни капли не искренны в том, что делают и говорят. «Шоу из масок» — их стиль жизни, и этим они полностью пошли в отца – Князя Василия. В семействе нет дружественных и теплых отношений, что и отражается на всех ее членах. Л.Н. Толстой особенно недолюбливает Элен, которая была невероятно красива снаружи, но совершенно пуста внутри.

Мысль народная

Она является центральной линией романа. Как мы помним из выше написанного, Л.Н. Толстой отказался от общепринятых исторических источников, положив в основу «Войны и мира» мемуары, записки, письма фрейлин и генералов. Писателя не интересовал ход войны в целом. Отдельно взятые личности, фрагменты – вот, что нужно было автору. Каждый человек имел свое место и значение в этой книге, как детали пазла, которые, собравшись правильно, откроют прекрасную картину – силу народного единства.

Отечественная война изменила что-то внутри каждого из персонажей романа, каждый сделал свой маленький вклад в победу. Князь Андрей верит в русскую армию и достойно сражается, Пьер хочет разрушить французские ряды из самого их сердца – убийством Наполеона, Наташа Ростова без промедлений отдает подводы покалеченным солдатам, Петя отважно бьется в партизанских отрядах.

Народная воля к победе явственно чувствуется в сценах Бородинского сражения, битвы за Смоленск, партизанской схватки с французами. Последняя особенно памятна для романа, потому что в партизанских движениях бились добровольцы, выходцы из обычного крестьянского сословия – отряды Денисова и Долохова олицетворяют движение всей нации, когда «и стар и млад» встал на защиту своей родины. Позднее их назовут «дубиной народной войны».

Война 1812 года в романе Толстого

О войне 1812 года, как о переломном моменте жизней всех героев романа «Войны и мира», была сказано неоднократно выше. О том, что выиграна она народом, тоже было сказано. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения истории. Л.Н. Толстой рисует 2 образа: Кутузов и Наполеон. Конечно, оба образа рисуются глазами выходца из народа. Известно, что характер Бонапарта был досконально описан в романе только после того, как писатель удостоверился в справедливой победе русской армии. Автор не понимал красоты войны, он был ее противником, и устами своих героев Андрея Болконского и Пьера Безухова он говорит о бессмысленности самой ее идеи.

Отечественная война была национально-освободительной. Особое место она заняла на страницах 3 и 4 томов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели урока:

  • Помочь учащимся определить основной прием построения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Развивать навык анализа эпического произведения.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • силуэт лица Л.Н. Толстого, вырезанный из белой бумаги;
  • в центр доски поместить слово «сцепление», чуть выше его (туда, где обычно пишется тема урока) прикрепить знак вопроса;
  • тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Опережающее задание к уроку:

Найти высказывания литературоведов о композиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Целеполагание.

Кто сможет ответить на вопрос: какой прием (принцип) лежит в основе построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на всех отдельных уровнях (тематическом уровне, уровне отдельных эпизодов, сцен, детальном уровне, образном и т. д.)?

Молчите? Ни одной руки? Молодцы! И в этом нет ничего страшного, потому что никто не ответит – ни вы, ни я. Давайте думать и размышлять вместе. Запишите тему... Хотя нет. Тему мы запишем в конце урока, сформулировав ее вместе, исходя из анализа литературного материала.

Итак, в течение урока нам предстоит ответить на вопрос: какой прием лежит в основе построения романа «Война и мир»? Чтобы хоть как-то помочь вам, хочу дать небольшую подсказку. Ключевым словом сегодняшнего урока должно стать слово «сцепление » (обратить внимание на доску).

II. Мотивация обучающихся (введение в тему урока, настрой на серьезную работу).

«Печатая произведение, на которое положено мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе», - писал автор «Войны и мира».

Пожелание автора может выполнить каждый отзывчивый читатель, не ставя перед собой никаких задач изучения. Но «Война и мир», начиная с названия, ведет читателя в такие необозримые пространства, вовлекает его в такой неостановимый поток жизни, что он неизбежно становится исследователем. Есть у человечества в его великих литературах книги, которые высятся подобно величайшим вершинам Земли. Восхождение на эти высоты, где побывали уже сотни миллионов, для каждого путь непроторенный. Это испытание необходимое и желанное, тревожная и - будем верить - счастливая проверка самого себя.

III. Проверка домашнего задания.

В романе Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения. Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое. В романе развивается множество сюжетных линий.

Давайте послушаем, что говорят известные литературоведы о композиции романа-эпопеи. Может быть, эти высказывания помогут нам приблизиться к ответу на вопрос (приводим лишь некоторые высказывания).

Уже первых читателей романа «Война и мир» поражало совершенство его композиции. Вот, например, что говорил Н.Н. Страхов: «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления - все есть в этой книге. А между тем ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешает другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все разделено и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете». (Н.Н. Страхов. «Война и мир». Сочинение гр. Л.Н. Толстого. 1869).

«Непрерывность сюжетного развития, фабульного потока – основной принцип композиции «Войны и мира». Повествовательная форма скрепляет все эпизоды, цементирует всю композицию. Это – фундамент, на котором строится все произведение». (А.А. Сабуров. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959).

«Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа действие в «Войне и мире» очень несосредоточено и несобрано. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях». (С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978).

«Конечно, же, это не фреска, и если уж придерживаться сравнений из одного ряда, «Война и мир» – скорее мозаика, в которой каждый камушек сверкает сам по себе и включен в блеск целостной композиции». (П. Вайль, А. Генис. Родная речь. 1995).

Как видим, во всех исследованиях, посвященных «Войне и миру» обращается внимание на сложность и одновременно стройность композиции. А в одном из прочитанных ребятами отрывков из критических работ промелькнуло наше слово - подсказка " сцепление ". Давайте и мы попытаемся хоть немного приоткрыть и войти в тайны толстовской стилистики.

IV. Анализ литературного материала.

Первая учебная ситуация.

В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь – незаметно для нас – завязываются все «нити», сюжетные линии (СЛ).

Определите эти линии, темы – их тут около десятка. Размышляя о них, мы сможем увидеть одну из уже названных композиционных основ романа – то, что Толстой называл «сцеплением». (Ответы учащиеся схематично оформляют в тетрадях, оставив место для записи темы и оформления схемы «сцеплений»).

Приводим возможные ответы учащихся.

Пьер впервые «почти испуганными, восторженными глазами» смотрит на красавицу Элен, «когда она проходила мимо его».

СЛ: Пьер – Элен

Сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить своего сына на теплое местечко в гвардии. «Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну».

СЛ: Борис Друбецкой, карьеризм в армии, «истинные» и «ложные» воины

Здесь Пьер делает одну неучтивость за другой и, уходя, собирается надеть, вместо своей шляпы, треуголку генерала. «... он (Пьер), как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан...

– Ну, что же, ты, решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

СЛ: Пьер и поиски места в жизни

Здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену и не знал еще настоящей любви, - она может прийти к нему в свой час, много позже, когда он встретит и оценит Наташу. «Ему видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших же ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

СЛ: Князь Андрей и обретение смысла жизни

Здесь решают женить Анатоля на княжне Марье. «Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля,... у меня есть одна petita personne, которая очень несчастлива с отцом, девушка... наша родственница, княжна Болконская. – Князь Василий не отвечая, хотя с свойственной светским людям быстротой соображения и памятью движением головы показал, что он принял к соображенью это сведенье».

СЛ: Болконские и Курагины

«... Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы».

«Основная тема романа - " мысль народная», Россия - освободительница.

«... я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье жизни». (Анна Павловна Шерер).

Тема счастья в жизни человека.

«Вы знаете, мой муж покидает меня... Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война».

Тема войны как античеловеческого явления, продолжение и развитие темы, заявленной в «Севастопольских рассказах» и т. д.

А теперь прочитайте заключительную фразу IV главы I части I тома. («…когда и где кто увидится…») .

Посмотрите, как это связано с нашим ключевым словом. Темы, идеи, сюжетные линии, заявленные буквально в первых строках романа, будут развиваться, пересекаться, раскрываться в дальнейшем. Значит, мы с вами можем сделать вывод, что сцепление происходит, как показывают приведенные вами примеры, на нескольких уровнях. Каких? (тематическом уровне, уровне героев). Давайте заполним нашу схему (на доске учитель, дети в тетрадях).

Но ведь в произведении есть и другие уровни. Можно ли там обнаружить «сцепления»? Давайте искать ответ вместе.

Вторая учебная ситуация.

Класс делится на три группы и выполняет одно из предложенных ниже заданий.

  1. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (глава VI) развлечений петербургской «золотой» молодежи. В чем состоит смысл описания молодежи? (Это «салонная чопорность» навыворот. Это описание дополняет характеристику светского общества ).
  2. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. XIV-XVII, ч. I, т. I). В чем противоположна атмосфера в доме Ростовых атмосфере салона А.П. Шерер? В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой молодежи»?
  3. Эпизод «Салон А.П. Шерер» и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплен с последними главами первой части, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. XXII-XXV). Попробуйте установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне А.П. Шерер, а в чем – в доме Ростовых?

(Для того чтобы сэкономить время на уроке, эти задания можно дать как опережающие. Независимо от того, когда предлагается задание – урок, домашнее задание – полезно рекомендовать ребятам следующий план анализа эпизодов, напомнив при этом, что Л.Н. Толстой писатель-психолог, мастер художественной детали, для которого важны малейший жест, наклон или поворот головы, сияние глаз и т. д.:

а) портретная характеристика, героев эпизода (детали внешности, одежды);
б) взаимоотношения героев друг с другом в анализируемом эпизоде;
в) поведение, жесты, чувства, мимика, настроение героев, изменчивость, статичность.

В целом, ответы учащихся при ответе на 2 и 3 вопросы сводились к следующему: эти эпизоды «сцеплены» по принципу контраста. Семьи Болконских и Ростовых - это настоящие, естественные герои, гости А.П. Шерер и она сама – это маски, марионетки, все у этих «людей» искусственно.

«Настоящая жизнь» семьи Ростовых неразрывно связана с Домом, усадьбой. Неслучайно так подробно описан каждодневный быт Ростовых в московском доме, а Болконских – в имении Лысые Горы. Искусственная же жизнь «сливок общества» протекает в петербургских салонах. У посетителей этих салонов отсутствует семейная жизнь, налицо лишь ее имитация.

Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое. Любовь связывает всех членов семьи (диссонансом является холодная Вера). Она проявляется не в сентиментальной экзальтации чувств, а в чуткости, внимании, сердечной близости («Зорко одно лишь сердце». Экзюпери). У Ростовых все искренне, идет от души. Сцена именин в московском доме Ростовых. В этот момент ощущается душевное согласие, царящее в доме героев. Любовь порождает доверие. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить и помочь. И дети отвечают родителям тем же. Ростовы – простые. Жизнь сердца, мудрая интуиция, отсутствие умствования, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.

В отличие от них Болконские – гордые. Это аристократы в лучшем смысле. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Николай Андреевич, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Княжна Марья боится отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг к другу. Отличительная черта Болконских – высокая духовность, «гордость и прямая честь». Жизнь старого князя – непрерывная деятельность (писание мемуаров, работа на станке, управление имением, воспитание детей). У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести (Свои мысли, рассуждения ребята подтверждают примерами из текста).

Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов, которые можно обнаружить в I части романа. В романе же в целом эти сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства», по мнению Л. Н. Толстого. Попробуем убедиться в этом, прочитав две сцены: «Сцену охоты» (гл. III-VII, ч. IV, т. II) и «Сцену атаки эскадрона Николая Ростова» (гл. XV, ч. I, т. III).

Чтение глав. Обсуждение.

Что объединяет, «сцепляет» эти две сцены?

(Казалось бы, сцена охоты не имеет никакого отношения к основной теме «Войны и мира». Однако именно здесь раскрыта психология человека на войне, когда он преследует врага (в эпизоде атаки эскадрона Николая Ростова Толстой не станет рассказывать о переживаниях Николая, заметив как бы мимоходом: «было то же, что на охоте»), и одновременно психология раненого зверя, с которым затем прямо сопоставляется поведение наполеоновского войска после Бородина) .

– Таким образом, на каком уровне происходит еще «сцепление»? В чем смысл таких «сцеплений»?

(«Сцепление» происходит на уровне эпизодов. Такое «сцепление» позволяет дать полную характеристику одного эпизода через сцепление с другим; расширить представление об одних героях в сопоставлении с другими; отсылать читателей к уже произошедшим событиям и проводить аналогию).

Продолжаем заполнение схемы.

Третья учебная ситуация.

Итак, нам осталось рассмотреть последний уровень, на котором осуществляется сцепление, – это уровень детали. Найдите и прочитайте описание внешности Андрея Болконского, Наполеона и Сперанского.

Князь Андрей: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет князь Андрей и потирая маленькие белые ручки» (гл. V, т. I).

Наполеон: «Наполеон, отчеканивая каждый слог с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывал ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат... Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки...» (гл. XXI, ч. II, т. II).

Сперанский: «Князь Андрей наблюдал все движения Сперанского, этого человека недавно ничтожного семинариста, а теперь в руках своих - этих белых, пухлых руках – имевшего судьбу России, как думал Болконский» (гл. V, ч. III, т. II). «Все было так, все было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей...» (гл. VI, ч. III, т. II).

Что общего в описаниях этих трех, казалось бы, разных героев? (Их объединяет одна деталь – «маленькая, белая рука» ).

О чем говорит эта, на первый взгляд, незначительная деталь? (С помощью этой детали Толстой внутренне сближает этих трех героев: они честолюбивы, стремятся к власти, испытывают презрение к людям и т. д. )

Таким образом, наша схема «сцеплений» выглядит следующим образом.

V. Подведение итогов.

Никакое исследование не обходится без выводов, подведем и мы некоторые итоги. Итак, как вы поняли, что такое сцепление? (Сцепление – это внутренняя связь отдельных эпизодов, героев, тем, деталей ).

Посмотрите на схему и записи, сделанные в процессе урока, и попытайтесь ответить на вопрос: каковы функции «сцепления»? («Война и мир» – это бесконечные сцепления. «Сцепление» – это основной композиционный прием построения романа-эпопеи. Анализируя форму, мы приближаемся к содержанию. «Сцепления» дополняют характеристики героев, событий... ).

Таким образом, идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера «Войны и мира» становится вполне ясен лишь в их композиционных сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. (Выводы учеников и учителя рекомендуем записать).

Аукцион названий.

У нас с вами осталось невыполненным одно задание. Посмотрите на висящий вопрос. У каждого урока должно быть название, а у нас его нет. Давайте устроим аукцион названий урока. Итак, ваши лоты - названия.

Были предложены следующие варианты:

«Сцепление», «Сцепление как основной прием построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Бесконечный лабиринт сцеплений» и др.

В конце концов, решили назвать урок словами автора романа-эпопеи Л.Н. Толстого: «Бесконечный лабиринт сцеплений».

VI. Домашнее задание.

Привести примеры сцеплений любого уровня:

1 уровень – оценка «4»: привести примеры «сцеплений» образа неба, объяснить их смысл.

2 уровень – оценка «5»: самостоятельно найти примеры «сцеплений» и объяснить их функции.

Этот урок может быть проведен как вступительный перед изучением романа (тогда необходимо дать опережающие задания) или как обобщающий урок после изучения романа, тогда домашнее задание можно засчитать как зачетное.

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: "Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни". А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: "Все хорошо, что хорошо кончается". Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: "Война и мир". Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова "мир". "Мир" - это и состояние "без войны", и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: "для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?" Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война "есть противное человеческому разуму явление". Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году "дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...". И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь "ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить". Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия "Война и мир".

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции "Войны и мира" лежит также прием антитезы. Роман "Война и мир" - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как "генерал, который приказал", "офицер, который не доехал". Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как "статичны в своей положительности ".

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить "за свое незнатное происхождение", суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе "Война и мир" большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на "вы", в душе они "назвали друг друга на "ты" и нежно поцеловались".

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским "диалектика души", заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится "быть вполне хорошим". Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман "Война и мир" является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему "Движущие силы истории".

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: "В чем смысл жизни?" И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Итак, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось "изобрести" новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма - "диалектику души". Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает "внутреннее строение жизни".