Образ жюли карагиной в романе война и мир сочинение-характеристика. Судьбы женщин в русской литературе Борис и жюли любовная линия

Жюли Карагина - это один из второстепенных персонажей книги Льва Николаевича Толстого под названием "Война и мир".

Девушка происходит из знатного и богатого рода. Она с раннего детства дружит с Марьей Болконской, но с годами они практически прекратили общение.

Жюли приблизительно двадцать лет. Она до сих пор незамужняя, что во времена, описанные в литературном произведении, было очень поздно, поэтому девушка страстно желала поскорее пойти под венец, для того, чтобы с кем-то познакомиться, Карагина постоянно посещает различные выставки, театры и другие светские мероприятия. Карагина очень не хочет становиться "старой девой" и прилагает все усилия, чтобы превратиться в замужнюю даму. У неё огромное наследство, которое осталось после смерти родителей и братьев: два шикарных особняка и земельные участки, а также, денежные накопления.

Жюли влюблена в Николая Ростова и охотно вышла бы замуж за него, ведь считает, что данная симпатия абсолютно взаимно. Но молодой человек ведёт себя благородно по отношению к ней и не желает связывать себя узами брака только лишь ради денег своей потенциальной невесты, ведь в качестве возлюбленной и будущей жены он её не воспринимает. Девушка продолжает ревновать Николая, но добиться его расположения так и не смогла. Борис Друбецкой, наоборот, старательно ухаживает за Жюли, чтобы завладеть её состоянием. Она ему совершенно не нравится, но Борис делает ей предложение руки и сердца, преследуя исключительно корыстные цели, и Карагина соглашается.

Девушка глупая и самовлюблённая. Она притворяется другим человеком, старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Карагина даже демонстрирует окружающим свой наигранный патриотизм, чтобы заслужить одобрение общества и похвалу. Жюли умеет играть на арфе и часто развлекает гостей своего имения различными музыкальными композициями. Карагина постоянно находится среди представителей московской элиты и знает правила поведения в светском обществе, но она не является интересным собеседником, поэтому многие приятельствуют с ней исключительно из вежливости.

Девушка считается себя настоящей красавицей, но у окружающих другое мнение. У неё круглое лицо, большие глаза, невысокий рост. Она не жалеет денег на наряды и всегда одета по последней моде.

Жюли не имеет своей собственной точки зрения на различные темы и подражает рассуждениям и мнению других. Это отталкивает от неё людей, ведь, к примеру, муж Жюли тайно ненавидит свою супругу, считает её обузой и испытывает к ней только раздражение, даже давняя подруга Марья Балконская прекратила с ней видеться и общаться, потому что Карагина стала ей неинтересна.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Петербурга в творчестве Пушкина (10 класс сочинение)

    Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

  • Главные герои повести Путешествие из Петербурга в Москву
  • Герои произведения Буратино сочинение

    Один из главных героев сказки Алексея Толстого – папа Карло. Когда-то он работал шарманщиком, но состарился и стал немощным и больным. Карло живет один в бедной каморке. Его жилище украшает только старый холст

  • Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу.

  • Герои повести Капитанская дочка и их прототипы

    Александр Сергеевич Пушкин писал свои гениальные произведения не только в поэтическом стиле, но и в прозе. Одной из таких работ стал роман «Капитанская дочка», в идею которого легло реальное историческое событие.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869). Произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер. Мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг...

Светское общество погружено в вечную суету. Толстой обращает внимание в портрете красавицы Элен на “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “очень открытую грудь и спину”, “не изменяющуюся улыбку”. Эти детали позволяют художнику высветить

Внутреннюю пустоту, ничтожность “великосветской львицы”. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, - наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия - не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведут себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже у

Постели умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не

Чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в “семейном быту”. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с

Отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает

Мужа. Элен - это концентрированное проявление мертвящей бездуховности, пустоты,

Суетности. Ничтожности жизни “светской львицы” вполне соответствует заурядность ее смерти.

Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип “женщины в полном смысле”.

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь “так, как она есть”. В самом деле, мы не найдем в произведении “сознательно-героических” женских натур, подобных тургеневской Марианне из романа “Новь” или Елене Стаховой"из “Накануне”. Отличается и сам способ создания женских образов Толстого и Тургенева. Тургенев-реалист был одновременно романтиком в изображении любви. Вспомним финал романа “Дворянское гнездо”. Лаврецкий посещает отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза. Перебираясь с клироса на клирос, она проходит мимо него походкой монахини, “...только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули... Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”. Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими “мужскими вопросами”, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, мы видим патриотизм княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, видим нежелание Марьи Волконской воспользоваться

Покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве

При французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа - Марья Волконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов - смогли найти путь друг к другу.

Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит

Безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая

Соня, конечно же, продолжает любить его. Марья Волконская с ее евангельским

Смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество

Естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о

Замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову - высокое,

Духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа всех любит: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николаями Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини, доказательством тому история с Анатолем Курагиным.

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла, но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих очарований” и

Всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности “с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал “мира”.

Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют люди, посвятившие себя

Политической, общественной или профессиональной деятельности. Но все же многие наши современницы выбрали для себя любимых героинь Толстого. Да и так ли уж это мало - любить и быть любимой?!
В знаменитом романе Л.Н.Толстого изображено множество человеческих судеб, разных

Характеров, плохих и хороших. Именно противопоставление добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Толстого. В центре повествования находятся судьбы любимых героев писателя - Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Марьи Волконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.

Но, конечно, у женщин есть свое особое предназначение, данное самой природой, она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его любимого приема –противопоставления внутреннего и внешнего образа человека.

Мы видим некрасивость княжны Марьи, но "прекрасные, лучистые глаза" освещают это лицо удивительным светом. Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним

Преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются "грудные, женские ноты", в движениях - грация и достоинство. "В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу" и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно изменчивая, в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может "распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною", "зареветь, как ребенок", "только от того, что Соня шакала", она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение

Богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого – Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - это

Воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости.

Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела". Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не упоминает о ее глазах, которые, напротив, у положительных героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности. Для красавицы Элен брак – это путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера - ее мужа - поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", -

Произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за

Кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная

Смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого,

То самое важное в оценке героинь романа.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в

Интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, помогает мужу во

Всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянеием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном), Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, - им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью. Очень важное качество Наташи и Марьи естественность, безыскуственностъ. Они не способны играть роль, не зависят от

Постороннего взгляда, могут нарушить этикет. На своем первом балу Наташа

Выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна

Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела

Держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого,

Окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: "и далекое,

Невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным".

В своем романе "Война и мир" писатель передает нам свою любовь к жизни, которая предстает во всей прелести и полноте. И, рассматривая женские образы романа, мы еще раз убеждаемся в этом.

БРАКИ, ПОСТРОЕННЫЕ ПО РАСЧЕТУ.(НА ОСНОВЕ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

Константинова Анна Александровна

студент 2 курса группы С-21 ГОУ СПО

«Белореченский медицинский колледж» г. Белореченск

Мальцева Елена Александровна

научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, г. Белореченск

Каждая девушка мечтает о браке. Кому-то грезится счастливая семейная жизнь с раз и навсегда избранным спутником, а кто-то находит счастье в выгоде. Такой брак, заключенный по обоюдному согласию, где каждая сторона вместо любви преследует материальный достаток, принято называть браком по расчету.

Бытует мнение, что такие браки именно сейчас чрезвычайно популярны, потому что люди стали более меркантильны, но на самом деле это понятие появилось давно. К примеру, в древние времена, короли выдавали своих дочерей за сыновей другого короля, дабы получить от этого союза более сильную армию для уничтожения общего врага или для заключения мира между королевствами. В то время дети особо ничего не решали, чаще их брак был спланирован еще до их рождения. Казалось бы, с наступлением демократии, уравнивания в правах мужчин и женщин, брак по расчету должен был бы исчезнуть. К сожалению, нет. Если раньше инициаторами были родители, то сейчас свою судьбу просчитывают дети. Их расчеты при заключении брака самые разные. Одни желают поднять статус, увеличить благосостояние; другие - получить возможность прописаться, улучшить жилищные условия. Девушки боятся остаться одинокими, прослыть «старыми девами», да и «ребенку нужен отец».

Есть и другие поводы вступить в брак по расчету: желание обрести славу, более высокий социальный статус, выйти замуж за иностранца. В последнем случае расчет не материальный, а скорее психологический. Финансовое состояние будущего супруга важно, но не первостепенно; в «расчетливом» союзе женщины надеются обрести психологический комфорт и стабильность. По статистике браки по расчету более прочные, а вот если в расчет идут чужие деньги, то здесь о счастье говорить не приходится. Это сделка, выгодная обоим. К сожалению, российская статистика утверждает: больше половины браков распадается.

Браки по расчету - это не только союзы, заключенные ради денег. Это свадьбы, сыгранные после анализа и размышлений, когда под венец толкает не сердце, а разум. К таким предприятиям склонны либо люди, которые устали искать идеальную вторую половинку и готовы взять то, что, по крайней мере, устраивает, либо те, у кого в детстве не сложились отношения с мамой, кто видел трагедию родительской семьи. Выбирая человека, от которого они эмоционально мало зависят, они как бы страхуются от возможной боли.

Если для одного супруга брак - всего лишь расчет, а для другого - чувства, то про них вы услышите известную поговорку: «Один любит, второй позволяет себя любить». Опасность такого союза в том, что он держится на воле и разуме одного из партнеров. Если оба человека осознанно вступают в брак по расчету, то опасность заключается главным образом в любви! Если она «нечаянно нагрянет» и один из супругов высчитает, что брак ему не выгоден, то предотвратить уход к возлюбленному будет практически невозможно. Как показывает жизнь, союзы, заключенные с умом, в которые потом пришла любовь и привязанность, являются самыми жизнеспособными.

В своей статье мы бы хотели сравнить, чем отличается расчет в построении современной семьи и героев романа Толстого «Война и мир». Собрав и систематизировав материал о браках по расчёту, о семьях в романе, мы ставили целью показать молодым людям отрицательные стороны брака по расчёту, ведь брак- это серьёзный поступок, который определяет судьбу дальнейшей жизни.

Как же этот жизненный опыт отразился в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Автор понял, что истина жизни в максимальной естественности, а главная жизненная ценность - семья. Семей в романе много, но мы остановимся на тех, которые противопоставлены любимым семьям Толстого: «подлой породе Курагиных», холодных Бергов и расчетливого Друбецкого.Офицер не очень знатного происхождения, Берг служит в штабе. Он всегда оказывается в нужное время и в нужном месте, заводит нужные, выгодные ему знакомства, поэтому далеко продвинулся по службе. Он так долго и с такой значительностью рассказывал всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что все же получил две награды за одно ранение. « Согласно классификации Толстого, он принадлежал к маленьким «наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников» . Толстой отказывает ему в каком-либо почете. У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», поэтому во время Отечественной Войны 1812 года он не вместе с народом, а, скорее, против него. Берг пытается выжать из войны максимум. Когда все покидали Москву перед пожаром и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненых, Берг скупил мебель по бросовым ценам. Ему под стать жена - Вера, старшая дочь в семействе Ростовых.

Её Ростовы решили воспитать по существующим тогда канонам: у французских учителей. В результате Вера совершенно выпадает из дружной, теплой семьи, где главенствовала любовь. Даже от одного ее появления в комнате всем становилось неловко. Неудивительно. Она была красивой девушкой, регулярно посещавшей светские балы, но первое предложение получила от Берга в 24 года. Был риск, что новых предложений выйти замуж не поступит, и Ростовы дали согласие на брак с человеком незнатным. И тут нужно отметить берговские меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданого 20 тысяч рублей наличными и еще вексель на 80 тысяч. Мещанство Берга не знало границ. Этот брак лишен искренности, даже к детям они относились противоестественно. «Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей». . Дети считались Бергом обузой, они противоречили его эгоистическим взглядам. Вера его полностью поддерживала, добавляя: «Да, я совсем этого не желаю» . Семья Бергов - пример некой аморальности. Толстому очень не нравится, что в этой семье всё назначено, всё делается «как у людей»: покупается та же мебель, стелются те же ковры, собираются такие же званые вечера. Жене Берг покупает дорогие наряды, но, когда он хотел поцеловать её, прежде решил поправить завернувшийся угол ковра. Итак, у Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности, ни доброты, ни каких-либо прочих добродетелей, так важных для гуманиста Льва Николаевича Толстого.

По стать Бергам Борис Друбецкой.Сын княгини Анны Михайловны с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых. «Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица» , Борис с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и снисходителен к ее унижениям, если это идет ему на пользу. А.М. Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Друбецкой мечтает именно в этой области сделать блестящую карьеру. В свете Борис стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы произвести впечатление богатого и преуспевающего человека. Друбецкой ищет себе богатую невесту, выбирая в одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной. Чрезвычайно богатая и обеспеченная Жюли привлекает его больше, правда, она уже несколько в возрасте. Но для Друбецкого идеальный вариант, пропуск в мир «света».

Сколько иронии и сарказма звучит со страниц романа, когда мы читаем объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для таких людей, как Курагины и Друбецкие, все средства хороши, лишь бы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе.

Далекой от идеала оказывается и семья Курагиных, в которой нет домашней теплоты, искренности. Курагины не дорожат друг другом. Князь Василий замечает, что у него нет «шишки родительской любви». «Мои дети - обуза моего существования» . Нравственная неразвитость, примитивность жизненных интересов - вот черты этой семьи. Основной мотив, сопровождающий описание Курагиных - «мнимая красота», внешний блеск. Эти герои беспардонно вмешиваются в жизнь Болконских, Ростовых, Пьера Безухова, калечат их судьбы, олицетворяя собой ложь, разврат, зло.

Глава семьи, князь Курагин, типичный представитель светского Петербурга. Он умён, галантен, одет по последней моде, но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный, грубый. Самое главное в его жизни - деньги и положение в обществе. Ради денег он готов даже на преступление. Вспомним те уловки, на которые он идет, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного Пьера. Свою дочь Элен он удачно «пристраивает» замуж. Но за её красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеётся ему в лицо. Только с Наташей Пьер по-настоящему счастлив, потому что они «делали уступкиодин другому, сливались в одно гармоничное целое» .

Автор не скрывает своего отвращения к «подлой породе» Курагиных. В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. «Мир Курагиных - это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьёй. . Главные их пороки - это беззаботность, эгоизм и неуёмная жажда денег.

Толстой, оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому. Если нет нравственного стержня в родителях, то не будет его и в детях.

Многие наши современники выбирают брак по расчету. Самый правильный расчет тот, в котором учитываются интересы всех, в том числе и детей. Если в его основе взаимное уважение и даже выгода, то такой брак может оказаться прочным. Об этом говорят и статистические данные. По данным западных психологов, браки по расчету распадаются лишь в 5-7 % процентах случаев. В конце XX века по меркантильным соображениям вступали в брак 4,9 % россиян, а сейчас чуть ли не 60 % молодых женщин выходят замуж по расчету. Но и мужчины не прочь вступить в «неравный брак». Уже не редкость случаи, когда смазливый молодой человек женится на успешной небедной даме, годящейся ему в мамы. И - представьте себе! - по данным статистики такие браки не относятся к категории «краткосрочный» .

В конце XX века был проведен интересный опрос среди супружеских пар с большим стажем. 49 % опрошенных москвичей и 46 % питерцев утверждали, что поводом для вступления в брак явилась любовь. Однако мнение о том, что именно скрепляет брак, с годами менялось. В последнее время лишь 16 % мужчин и 25 % женщин считают любовь скрепляющим фактором семьи. Остальные поставили на первое место иные приоритеты: хорошая работа (33,9 % мужчин), материальный достаток (31,3 % мужчин), семейное благополучие (30,6 % женщин) .

К минусам брака по расчету многие относят следующее: отсутствие любви; тотальный контроль того, кто финансирует брак; не исключена жизнь в «золотой клетке»; в случае нарушения брачного контракта «проштрафившаяся сторона» рискует остаться «у разбитого корыта».

Нами был проведен социологический опрос среди студентов Белореченского медицинского колледжа, в котором приняли участие 85 человек, студенты 1 и 2 курсов в возрасте от 16 до 19 лет.Молодые люди отдали предпочтение браку по материальному расчёту, и это еще раз доказывает, что наши современники стремятся к финансовой стабильности, пусть даже за счет другого. Именно этого боялся Толстой, говоря об утрате нравственных устоев. Исключением оказался 1 % тех, кто считает, что расчёт может быть и благородным (помочь родному человеку, пожертвовав при этом своей дальнейшей судьбой).

И все же наши современники хотели бы выйти замуж (жениться) по любви. Одни из желания поскорее вырваться из-под родительской опеки, другие - поддаваясь светлому чувству.Все чаще современные люди предпочитают жить в гражданском браке, не отягощая себя бременем ответственности за судьбу другого человека, строят семьи по расчету, не «включая чувства», трезвой головой. При этом не страдают от любви и невнимания, заключают брачные договоры, исключая возможный риск.

Наши респонденты верят в любовь как светлое всепоглощающее чувство и не желают строить свои семьи на основе меркантильности. Главными составляющими счастливой семьи они считают любовь, взаимное уважение, доверие. Нельзя считать семью счастливой, если в ней нет детей.

Так что же важнее: чувство или рассудок? Почему тех, кто согласен на брак по расчету, становится больше? На человеческие отношения накладывает свой отпечаток эпоха. Люди больше ценят предсказуемость, удобства, а брак, построенный по расчету, гарантирует будущее. Каждый решит для себя, в какой брак вступать и с кем. Прочность и тех, и других браков через несколько лет станет примерно одинаковой. Все зависит от того, как выстроить отношения с любимым человеком. А истина гласит: «Найдите золотую середину между сердцем и разумом - и будьте счастливы!»

Список литературы:

  1. Еникеева Я.С. Какой расчет самый правильный. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.yana.enikeeva.ru/?p=510
  2. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике/ Сост., вступ. ст. и коммент. И.Н. Сухих . - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. - 407 с.
  3. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»/ Историческое, нравственное, эстетическое в «великом произведении великого писателя» - Русская литература XVIII-XIXвеков. Справочные материалы. - М., «Просвещение» 1995. - 463 с.
  4. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах. - М., «Художественная литература» 1988. - т. 1, - 686 с.
  5. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах. - М., «Художественная литература» 1988. - т. 2, - 671 с.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг…

Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,- наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве по-другому ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный отбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности обладать детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен - это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Чувство ложного патриотизма заставляет их в срок нашествия французов вещать только на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле.

В романеЛ. Н. Толстого женские образы играют значительную роль. Именносними связана в романе тема «мира», то есть общества, семьи, счастья. Писатель показал нам разные семьи: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких, Долоховыхи других. Женщины в них разные, но роль их всюду значительна. От характера женщин, от их душевного склада зависят судьба семьи, уклад ее жизни, формируются нравственные ценности.

Больше всех Толстой любит двух своих героинь: Наташу Ростову и Марью Болкон­скую. Девушкам, читающим роман, обьино нравится жизнерадостная, непосредственная и непредсказуемая Наташа.

Мне нравятся обе девушки. Но если бы мне предстояло выбрать одну из них в под­руги, я бы выбрала княжну Марью. Может быть, с Наташей бьшо бы веселее, ярче, но с Марьей мне бьшо бы интереснее и надежнее.

Ей нелегко жилось со стариком-отцом и гувернанткой-француженкой. Некрасивая, одинокая, при всем богатстве Болконских, она многого лишена: у нее нет близких под­руг, нет матери. Деспотичный отец и холодновато-сдержанный брат, занятый службой и своими проблемами, не располагали к общению и проявлению нежных чувств.

Но княжна Марья выстроила свой душевный замок, строгий и чистый. Она умна, по- настоящему добра и естественна в каждом своем шаге. Даже ее религиозность вызывает уважение, потому что Бог для княжны Марьи - это прежде всего справедливость, ее вера - это требовательность к себе; всем другим она прошает слабости, себе - никогда.

В поступках и словах княжны Марьи нет суетности, нет легкомыслия. Чувство соб­ственного достоинства не позволяет ей схитрить, умолчать, не вступиться за человека, которого она уважает. Когда Жюли Курагина написала в письме о Пьере, что он «всегда казался ей ничтожным человеком», княжна ей ответила: «Я не могу разделять вашего мнения о.Пьере. Мне казалось, у него было всегда прекрасное сердце, а это качество, которое я более всего ценю в людях». Княжна Марья в письме выражает свое сочувствие Пьеру: «Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Удивительное для молодой девушки понимание людей и сложностей жизни!

Она сможет понять и оступившуюся Наташу, сможет понять и простить своего отца, она понимает положение крестьян и приказывает отдать им барский хлеб.

Смерть отца освободила княжну Марью от вечного страха, от постоянного контроля и опеки. Но теперь, в окружении врагов, с малолетним племянником на руках, она сама должна была принимать решения. В трудные минуты в ней проснулись решительность и достоинство отца и брата: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» И ее оскорбленное самолюбие выливается в быструю и решительную деятельность. В этот тяжелый для княжны период появляется Николай Ростов, как спаситель и защитник. Она гонит от себя мысли о том, что хотела бы видеть в нем своего будущего мужа. Неуверенность в себе мешает ей поверить, что и к ней пришло счастье.

Внутренняя красота княжны Марьи, ее ум, чистота, естественность заставляют забыть о ее внешней некрасивости. Николай Ростов тоже видит только ее лучистые, сияющие глаза, которые к концу романа наполняются сиянием счастья.

Конечно, в каждой девушке должны быть жажда жизни, любви и счастья, как в На­таше Ростовой. Но в каждой девушке должна быть и княжна Марья, с ее неуверенностью в себе, с ее тайным убеждением, что любовь придет к кому угодно, только не к ней, с глубоко скрытой мечтой о счастье. Без этого она превратится в Элен Безухову.

Жюли Карагина играет второстепенную роль в романе-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".

Так как в данном романе присутствуют две семьи - Карагиных и Курагиных, то можно очень легко запутаться в них. Семья Карагиных - это сама Жюли Карагина и её мать. Читатель узнает, что они очень богаты, проживают в Москве. Жюли является подругой княжны Марьи. Раньше у неё были братья, но в 1811 они погибли на поле боя.

Курагины же представлены в романе как глава семьи - Князь Василий - и его дети: Элен, Ипполит и Анатоль.

На момент начала книги - 1805 год - Жюли находится в возрасте 20-21 года. Она не особо привлекательна собой, у неё круглое красное лицо, влажные глаза и впивающийся в глаза подбородок. Она тщательно следит за модой, одевая себя только в новинки. Однако, очень продолжительное время в романе она не может выйти замуж, поэтому в обществе, за спиной, её называют "старой невестой". Княжна стремится поскорее выйти замуж, поэтому часто бывает в различных театрах и балах, чтобы найти хоть кого-нибудь из мужского пола. Она жаждет показать себя патриотической девушкой, говоря что-то про французов.

После смерти её братьев, девушка становится одной из самых богатых невест Москвы. Она очень неестественна, наивна и глупа. Из-за богатств княгини, мать Ростова была готова уговорить сына жениться на ней, так как семья находится в плохом положении. Самой Жюли нравится Ростов, но она прекрасно понимает, что из-за разницы в возрасте ничего не будет кроме дружбы. Николай не любит её и ему противна сама эта мысль "брак из-за денежного состояния".

И в скором времени, его бывший лучший друг - Борис Друбецкой начинает ухаживать за ней. Это происходит из-за денег, так как сама девушка противна ему, он её не любит. Жюли прекрасно это понимает, но не показывает. В итоге, Борис женится на ней, играется пышная свадьба. Девушка теперь княгиня Друбецкая. Но муж не намерен часто видеть её.

Жюли также состояла в дружеских отношениях с княжной Марьей Болконской. Они были ближайшими друзьями с самого раннего возраста. Однако, на протяжении жизни, их дружба стала понемногу рушиться. Как люди, они изменились с детства, и теперь не имели практически ничего общего в разговоре. Жюли казалась чужим человеком Мари. А та в свою очередь не получала удовольствия от их встреч, как это было раньше.

Этот персонаж был показан читателю, как девушка, которая готова выйти замуж за кого угодно, причём её же хотят взять только из-за денег. Но в итоге, самой любви она так и не получает от своего мужа.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Платонова Фро
  • Герои романа Дубровский Пушкина: краткая характеристика персонажей

    Андрей Гаврилович является дворянином, отцом главного героя романа, другом Троекурова.

  • Сочинение по картине Шевандроновой В сельской библиотеке

    Картина Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке» посвящена читателям – детям. Читателей пять, они все разного возраста. По центру полотна изображены девочка и мальчик, скорее всего брат и сестра.

  • Сочинение Песня - душа народа

    Каждый народ хранит свою историю, потому что без истории невозможно построить будущее. Культура демонстрируется через фольклор, который содержит в себе и придания, и сказки, и местные легенды

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос 6 класс

    Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

Князь Василий Курагин - один из значимых персонажей романа-эпопеи "Война и мир". Его семейство, бездушное и грубое, наглое и действующее напролом, когда есть возможность обогатиться, противопоставлено деликатной и добросердечной семье Ростовых и интеллектуальной семье Болконских. Василий Курагин живет не мыслями, а, скорее, инстинктами.

Он, встречая влиятельного человека, старается сблизиться с ним, и это происходит у него автоматически.

Внешность князя Василия Сергеевича

Мы его первого встречаем в салоне Анны Павловны, где собирается весь интеллектуальный и какой же на проверку убогий цвет Петербурга. Пока еще никто не прибыл, он ведет полезные и доверительные разговоры со стареющей сорокалетней «энтузиасткой». Важный и чиновный, высоко неся голову, он прибыл в придворном мундире со звездами (награды он сумел получить, не делая ничего полезного для страны). Василий Курагин плешив, надушен, степенен и, даже несмотря на свои шестьдесят лет, грациозен.

Движения его всегда свободны и фамильярны. Ничто не может вывести его из состояния равновесия. Василий Курагин состарился, проведя всю жизнь в свете, и блестяще владеет собой. Его плоское лицо покрыто морщинами. Это все становится известно из первой главы первой части романа.

Заботы князя

У него трое детей, которых любит он мало. Сам в той же главе он говорит, что у него нет родительской любви к детям, но пристроить их хорошо в жизни он считает своей большой задачей.

В разговоре с Анной Павловной он как бы ненароком спрашивает, кому предназначается место первого секретаря в Вене. Это главная его цель посещения Шерер. Ему надо пристроить на теплое местечко придурковатого сына Ипполита. Но, между прочим, он договаривается, что Анна Павловна попробует сосватать его беспутного сына Анатоля с богатой и знатной Марией Болконской, которая живет с отцом в имении Хоть одну пользу Василий Курагин от этого вечера получил, поскольку он не привык к бесполезному для себя времяпровождению. И вообще, он умеет пользоваться людьми. Его всегда влечет к тем, кто стоит выше него, и у князя есть редкий дар - ловить минуту, когда можно и надо пользоваться людьми.

Гадкие поступки князя

В первой же части, начиная с главы XVIII, Василий Курагин пытается, приехав в Москву, завладеть наследством Пьера, уничтожив завещание его отца. Жюли Карагина более или менее подробно написала об этой некрасивой истории Марии Болконской в письме. Ничего не получив и сыграв «гадкую роль», как выразилась Жюли, князь Василий Курагин уехал в Петербург сконфуженный. Но он недолго пребывал в этом состоянии.

Он как будто рассеянно приложил усилия, чтобы сблизить Пьера со своей дочерью, и успешно завершил это дело свадьбой. Деньги Пьера должны служить семейству князя. Так и должно быть, по мнению князя Василия. Попытку женить повесу Анатоля на безответной некрасивой княжне Марье тоже нельзя назвать достойным поступком: его заботит только богатое приданое, которое при этом может получить сын. Но его такая безнравственная семья вырождается. Ипполит - просто дурень, которого никто всерьез не воспринимает. Элен умирает. Анатоль, перенеся ампутацию ноги, неизвестно, выживет или нет.

Характер Курагина

Он самоуверенный, пустой и В тоне его голоса за приличием и участием всегда просвечивает насмешка. Он всегда старается сблизиться с людьми высокого положения. Так, например, все знают, что он в хороших отношениях с Кутузовым, и к нему обращаются за помощью, чтобы пристроить сыновей в адъютанты. Но он всем привык отказывать, чтобы в нужную минуту, а мы уже говорили об этом, воспользоваться милостями только для себя. Такими мелкими черточками, разбросанными в тексте романа, описывается светский человек - Василий Курагин. Характеристика его у Л. Толстого весьма нелестная, и с ее помощью автор описывает высший свет в целом.

Большим интриганом, привыкшим жить мыслями о карьере, деньгах и выгоде предстает перед нами Василий Курагин. «Война и мир» (причем мир во времена Толстого писался через непривычную нам букву i и означал не только мир как отсутствие войны, но и, в большей степени, мироздание, и прямой антитезы в этом названии не было) - произведение, в котором князь показан на фоне великосветских приемов и у себя в доме, где нет тепла и сердечных отношений. Роман-эпопея вместил в себя монументальные картины жизни и сотни характеров, одним из которых и является князь Курагин.

В разделе на вопрос Помогите пожалуйста!!!нужно срочно что-нибудь по образу Жюли Курагиной с романа Война и Мир! заданный автором Взрослеть лучший ответ это Образ Жюли Карагиной ИЗ романа Толстого "Война и мир". Это типичная светская барышня. Старый князь Болконский, с дочерью которого она переписывается, не хочет, чтоб княжна Марья была похожа на таких, как Жюли, пустеньких и фальшивых барышень. Жюли не имеет своего собственного мнения, оценивает людей только так, как их оценивают в свете (ее мнение о Пьер) Ее цель - выйти замуж, и она этого никогла не скрывает. Неаром Соня ревнут к ней Николая, когда тот оживленно начинает с ней беседовать. Впоследствии у нее появляется шанс устроить свою судьбу, когда погибают два ее брата и она становится богатой наследницей. Тогда-то и начинает за ней ухаживать Борис Друбецкой. Едва скрывая отвращение кЖюли, он делает ей предложени, и она, прекрасно понимая, что он не может ее любить, все же заставляет сказать положенные вщи (Тогстой ироничски замечает, что имения Карагиной стоили этих фальшивых слов любви) .
Еще раз мы видим Жюли, уже княгиню Друбецкую, когда она пытается выставить напоказ свой "патриотизм" во время войны 1812 года. Например, письма ее к княжне Марье уже иные: "«Я вам пишу по-русски, мой добрый друг, - писала Жюли, - потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить... Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору. Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня. " Также "в обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по-русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований ". Друбецкая покидает Москву одна из первых, еще до Бородинского сражения.
Больше мы с ней не встречаемся. Но еще одна деталь. Толстой не описывает подробно ее лица, говоря только, что оно красное и обсыпано пудрой. Сразу становится понятно, как он относится к совей героине.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Это произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг... Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы.

Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,- наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит.

В самом деле, разве иначе ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства. Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту.

Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа.

Элен - это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности. Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Чувство ложного патриотизма заставляет их в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке.

Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле. Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь как она есть.

В самом деле, в произведении нет сознательно-героических женских натур, подобных тургеневским Марианне из романа «Новь» или Елене Стаховой из «Накануне». Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, патриотичны поступки княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, патриотичны и нежелание Марьи Болконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин.

Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа (Марья Болконская и, Наташа Ростова и Пьер Безухов) смогли найти путь друг к другу. Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова.

Она любит безропотно, но отказаться от своей любви не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его. Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом.

Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову - высокое, духовное чувство.

В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни. составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу.

Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе. Она покидает Москву с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Наташей вновь овладевает непомерное чувство любви, сострадания. Она самоотверженна до конца. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла. Известие же о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния.

Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь». После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований» и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга путем, противным всем правилам логики».

Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал «мира». Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины, думается, не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало - любить и быть любимой?

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения.

Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что «все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее... ». Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она «стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею».

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи.

Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало! » Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе.

Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их. Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму.