Откуда пошла и как менялась школьная форма в россии.

Школьная форма появилась не вчера. После периода хаоса в школьной одежде, все возвращается на свои круги: простота, практичность, целесообразность. Вот те доминанты и факторы, которым подчинена школьная форма сегодня. Раньше мы носили свою школьную форму с гордостью и для нас не было проблемой, что она у всех одинаковая. Мы ценили знания, а не внешний лоск. Кто знает, может быть, это было правильно...


Сегодня,глядя на первоклассников,спешащих со своими букетами в школу,на свои первый в жизни урок,я обратила внимание,какая сейчас удивительная форма.

И сразу вспомнила свой первый класс,свои банты и белый фартук...

Нет,моя форма была лучше,роднее,ближе..

Как менялась школьная форма

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году.

Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров.

К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.


Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Форма девочек

Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.

В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».


Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения:

мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних - почти цвет морской волны, а у выпускниц - коричневый. А Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой:

»Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.


Дожила она до конца 1962 учебного года.


Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась

Коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.


Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.


Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди. роме того, в 1944 году было введено раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались.

Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - "модельные стрижки" до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».


Оттепель

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»)

У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки ()). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы.

На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.

1980-е: Перестройка в действии


В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.

В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.


Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.


Поскольку все ученики младших классов поголовно были октябрятами, практически все (за редчайшими исключениями в виде отпетых хулиганов и двоечников) - пионерами и большинство старшеклассников - комсомольцами, значки и пионерский галстук были практически обязательным дополнением к школьной форме. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» (форма младших классов с красной нашивкой), «Школьный вальс» и «Плюмбум, или Опасная игра» (форма старшеклассников с синей нашивкой).

В конце 1980-х годов школьная форма, особенно мужская больших размеров, в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Одной из причин этого было то, что школьная форма традиционно была очень дешева, по сравнению с близкими по качеству обычными брюками, пиджаками и куртками, материал же её был весьма качественным и прочным. Поэтому в условиях всё ухудшающегося материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной и рабочей одежды. Плановые объёмы выпуска формы не были рассчитаны на это, форма стала дефицитом, и её, как и многое другое, начали продавать по талонам, которые выписывались школьнику по месту учёбы.

Современная Россия

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок

Сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.

У школьной формы в России богатая история. До 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях. Это было исключительно сословным признаком. У мальчиков была форма военного фасона, а девочки носили тёмные строгие платья. Гимназистам полагалось носить форму не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время различных торжеств.

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были чёрного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму - мундир, тёмно-синий или тёмно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнём, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стёганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

По неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевёртывалась, пряталась бляха ремня.

Вплоть до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.

В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Ученицы Смольного института должны были носить платья, цвета, которых соответствовали определенному возрасту. Девочки с 6 до 9 лет носили коричневые платья, с 9 до 12 голубые, с 12 до 15 серые и с 15 до 18 лет - белые.
Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя.

После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание и дети ходили в повседневной одежде.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой: "Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители."

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.


У школьной формы в России очень богатая история.

В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834 году и, тогда же был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института (института благородных девиц, как его называли), предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый или кофейный, 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.


До 1917 года форма гимназистов была привилегированной одеждой, т.к. учились в гимназиях дети не бедные.
Такая форма была предметом гордости и носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома,а также во время торжеств. В 1836 году даже появился свод правил, касающихся цвета и фасона.Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.




Однако после революции, в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы, как пережиток буржуазного прошлого, а фактически из-за бедности населения,
так как в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной I мировой войной, революцией и гражданской войной.


Вновь школьная форма появляется лишь в 1948 году, в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма, причем по всем параметрам она напоминала ту, буржуазную.




У девочек это темно-коричневых шерстяные платьях и черные передники, в праздничные дни фартуки заменялись на белые. На платьях в виде украшения предполагались белые воротники и манжеты.
А у мальчиков форма состояла из серых военных гимнастерок и брюк.



В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.




Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.




Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом. Девочки обязательно носили косы с бантами.



Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор менялся каждое десятилетие. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. Мальчики обычно носили синие брюки и куртки, девочки - коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты).



В 1970 году в уставе средней образовательной школы школьная форма существовала как обязательная.
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.



В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.


У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.




Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться.

В 1984 году появилась новая форма для старшеклассниц, это был костюм-тройка синего цвета, который состоял из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Сочетать эти вещи можно была в нескольких вариациях. Советские старшеклассницы гордо носили блузки с этим «чудо» костюмом, но это был уже прорыв и первые попытки выглядеть моднее.
У мальчиков синие брюки и куртка преобразовались в костюм того же цвета.



А в некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».


Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.




Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.



Постепенно к 1990 году школьная форма претерпела изменения и стала чуть более свободной, а в 1992 году решением Правительства России школьная форма была вовсе отменена с введением нового Закона об образовании.
На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей, а также нет единого стандарта школьной формы.



ШКОЛЬНАЯ ФОРМА РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная.
В большинстве же европейских стран также, как и в России, нет единой формы,но всё ограничивается достаточно строгим стилем.

В Соединенном Королевстве ВЕЛИКОБРИТАНИИ школьная форма введена еще издавна почти во всех школах, она максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.




В некоторых заведениях с длинной историей и громким именем существует строгий регламент.






Например, разрешена форма только одного производителя.
Блузки должны быть с пуговицами. Брюки на уровне талии.
С рубашкой обязательно должен быть галстук. Никаких головных уборов.
Ремень может быть только черный или коричневый кожаный.
Мальчики не могут носить сережки и так далее.

Во ФРАНЦИИ единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г., а в Польше – до 1988 года.



В БЕЛЬГИИ школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.


Школьники в ИТАЛИИ.



В АВСТРАЛИИ


В ГЕРМАНИИ нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке.




Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы - они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

В КИТАЕ

На КУБЕ форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.



В США и КАНАДЕ существует школьная форма во многих частных школах.




В государственных школах единой формы нет, хотя каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ - коммунистический островок.

Школьники УЗБЕКИСТАНА

Для большинства средних и старших школ ЯПОНИИ школьная форма считается обязательной.




В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много.




Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - «матросский костюм».






К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.




Школьная форма - чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек - является копией британской военно-морской формы начала XIX века.



Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и в России, остается открытым. Конечно же школьная форма прививает у учеников чувство причастности к одному большому коллективу, одной команде.
И всё же у школьной формы есть как сторонники, так и противники.



АРГУМЕНТЫ ЗА
Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.



АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ
Форма - элемент уравнительного воспитания и обучения.
В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
Форма, предложенная исходя из доступности цены, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов.


Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против школьной формы. Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, уповая на то, что школьная форма:


1. Дисциплинирует учеников (деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности).
2. Сглаживает социальные различия между учениками.
3. Помогает держать дистанцию между учениками и учителем.
4. Позволяет отследить в школе «чужаков».
5. Не позволяет подросткам одеваться вызывающе.

Я лично одевала форму почти до окончания школы. Конечно она навевает ностальгию. Украшением девичьей формы были фартуки, бантики и кружевные воротнички.




Тут уж можно было дать волю фантазии.

Поздравляю всех учеников, их родителей и учителей с Днём знаний!

Давно прошли уже те времена, когда школьницы бегали в черных платьях с белыми манжетами, белых или черных фартучках, а на мальчиках была надета школьная форма популярного темно-синего цвета.

Многие задаются вопросом: «А кто придумал эту школьную форму?» А это был Петр Первый. И в институте благородных девиц, который создала Екатерина II, была принята своя форма: в повседневные дни зеленые платья с белой пелериной и фартуком, а в праздники – белые платья с пунцовыми поясами и фартук.

Школьная форма появилась в 1834 году. Тогда и был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров в Российской империи. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. 1896 году- утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор ее неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т.к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темнее строгие платья с плиссированными юбками до колен.

В 1918 Декрет «О единой школе…» отменил школьную одежду для учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. В 1949 в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным передником. В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на черных пуговицах. В 1973 году появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 обновилась одежда для учебы и для девочек – юбки и жакет из синей полушерстяной ткани. Уже в 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 год стал годом отмены формы в школах Российской Федерации. С 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Многие родители считают, что традиционная форма дисциплинирует детей, приучает к порядку. А дети, напротив, полагают, что все в классе похожи друг на друга как близнецы и негативно относятся к школьной форме.

Повсеместное введение школьной формы для учеников российских школ предложил Владимир Путин 29 марта 2013 года на конференции Общероссийского народного фронта. Тогда же депутат Госдумы Андрей Бочаров предложил шить школьную форму исключительно на российских предприятиях и из российских тканей, чтобы поддержать отечественного производителя.

В компании SkyLake над созданием школьной формы работают лучшие дизайнеры и модельеры, которые стремятся учесть все особенности и нюансы школьного обихода, привычки и непоседливый характер большинства учащихся. Мы создаем модели школьной одежды для мальчиков и девочек, например, школьные жилеты для девочек , которые прекрасно подходят детям по возрасту и образу жизни.

Для школьной формы, костюмов, блузок для девочек и рубашек выбираются только натуральные ткани высокого качества - твид, хлопок, габардин. Благодаря этому, детская одежда от SkyLake не только приятна и удобна, но и выглядит современно и красиво,не должна стеснять движений, легко подходить к любой другой одежде. Но, в то же время, она должна быть стильной и соответствовать всем современным тенденциям.


| Забыли пароль?

Дисконтная карта

получи дисконтную карту
и право на скидку от 5% бесплатно

Новинки

Куртка мужская

Торговая марка:
Антика

Сорочка мужская

Торговая марка:
Brostem

Брюки мужские

Торговая марка:
Meytex

Трусы мужские

Торговая марка:
Qztas

Костюм мужской

Торговая марка:
Nowal

Сорочка мужская

Торговая марка:
Berlot

Галстук-бабочка

Торговая марка:
Brostem

Ремень мужской

Торговая марка:
Serpentor

Сорочка подростковая

Торговая марка:
Brostem

История школьной формы в Росии

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнение. Но чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, советуем почитать историю школьной формы.

История школьной формы в Росси берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено положение о гимназической форме для девочек.

Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.

Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е: Перестройка в действии

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.


Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный.

На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей. Никаких официальных документов, приказов, распоряжений на счет обязательности школьной формы нет.

Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.

Такая тенденция особенно сильна среди школ с более качественной или углубленной учебной программой, лицеев и гимназий. И это понятно, ведь не секрет, что школьная форма дисциплинирует детей, помогает стереть разницу в материальном положении родителей, и таким образом, избежать пагубного влияния потребительского образа мышления на подростков.