4 декабря день святой варвары. День святой варвары

Великомученица Варвара (день памяти 17 декабря) была дочкой египетского богача Диоскора, проживавшего в Гелиополе. Красота, богатство и целомудренность девушки привлекали многих достойных женихов, но она отказывала всем, потому что втайне от семьи стала христианкой.

Отец язычник заточил её в высокую башню, где она попросила строителей пробить не два окна, как сказал её отец, а три, что символизировало веру в Троицу. В башне юная христианка разрушила языческих идолов, установленных по велению отца. Узнав об этом, Диоскор пытался разубедить дочь и вернуть её в язычество, но видя её упорство и непоколебимость, он очень сильно разозлился и сам отвел её в тюрьму, где девушку подвергли пыткам и истязаниям. Храбро перенося все муки, девушка настаивала на истинности христианского учения. В итоге отец собственными руками отрубил ей голову, за что был испепелен молнией.

Святая Варвара приняла мученическую смерть около 306 года. Через двести лет её мощи были перенесены в Константинополь, где в честь святой построили великолепный храм. Великомученице Варваре молятся о спасении от внезапной и насильственной смерти.

Варварин день: история праздника

В XII веке дочка византийского императора Алексея I Комнина, Варвара, вступила в брак с великим князем киевским Святополком II. Она привезла мощи своей покровительницы в Киев, где они покоятся и сегодня во Владимирском соборе. На Руси почитание великомученицы Варвары было особо развито. Культ святой девы порождал многочисленные апокрифические рассказы. Во многих крестьянских избах можно было встретить иконы святой Варвары в образе красивой девушки.

Великомученица почитается спасительницей от опасности умереть без причащения, от неожиданной смерти, защитницей от мучительных, тяжелых болезней. Ей молились при грусти и унынье, перед смертью, если не было возможности причаститься.

В славянской культуре день Варвары вместе с ) и ) образовал целый ритуальный комплекс. На Варвару принято было освящать воду и служить панихиду по умершим.

Зачастую на день Варвары устанавливается настоящая зима. По народным представлениям, именно с этого дня морозы усиливаются.

Варвара мосты мостит.

На Варвару зима дорогу заварварит.

На Варвару зима устанавливается.

Идет Варюха – береги нос и ухо.

Варвара заварит, Савва засалит, Никола закуёт.

Народные метеорологи с Варвариным днем связывали не только окончательное наступление зимы, но и небольшое увеличение светового дня:

Варвара ночи урвала – дни увеличила.

Саввы-Варвары ночи урвали.

Варвары на куриный шаг ночи урвали.

День великомученицы Варвары: традиции и обычаи

Из-за близости к большому празднику – Николе Зимнему, Варварин день воспринимали как начало праздничного периода, как время праздности и гульбы. Глаголы «варварить» и «савить» являлись синонимами слов «гулять, кутить веселиться». «Поварварить» – означало не просто праздновать, а кутить лихо, пренебрегая разумными пределами и правилами приличия.

В Варварин день существовали и строгие запреты на некоторые виды работ. Так как Варвара покровительница прядения, в день её памяти нельзя прясть, а также производить другие работы с ниткой и тканью. Верили, что женщину, которая ослушается, Варвара может веретеном заколоть или напустить змей к ней в избу. Нельзя было шить, иначе куры нестись не будут.

Варварин день считается женским праздником. Девушки в этот день срывали вишневые веточки и ставили в воду. Если веточка расцветет до , то скоро гадающая выйдет замуж. В этот день почитали беременных женщин, по возможности освобождая их от всякой домашней работы.

Девушка, родившаяся 17 декабря, будет хорошей мастерицей и рукодельницей. В качестве талисмана ей следует носить аметист.

Видео: 17 декабря – Святая великомученица Варвара

Родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца.

Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6).

Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Другие названия праздника: Заваруха, Варвара - ночи урвала, Варварины морозы, Бабий праздник, Варвара зимняя, День Варвары, Варвара Мучельница, День святой великомученицы Варвары

В простонародье этот день получил название Варварины морозы по причине прихода крепких морозов. Также его именуют Бабьим праздником, так как считается, что Варвара является заступницей беременных женщин либо тех, кто молится о здоровье детей.

История

17 декабря православный мир отмечает день памяти святой великомученицы Варвары, которая понесла страдания в 306 году в царствование императора Максимиана.

Святая великомученица Варвара родилась в городе Илиополе, в знатной языческой семье. Она была единственной дочерью одного знатного и богатого человека - Диоскора. Он был упорным язычником и тщательно оберегал дочь от влияния христиан. Но сердце Варвары искало единого неизвестного Бога. Ее светлый ум не мог признать могущество языческих богов. Варвара не хотела и думать о замужестве, хотя ее отец сильно желал выдать свою дочь замуж. Думая, что причиной подобного отвращения является ее одиночество, он позволил ей выходить, куда она пожелает.

Так святая Варвара познакомилась с христианами, раскрывшими ей тайны божественного учения Иисуса Христа. Сердце ее, давно искавшее истины, с радостью приняло благую весть о спасении рода человеческого, и вскоре девушка стала христианкой. Узнав об этом, Диоскор предал дочь свою в руки мучителей.

Мартиан, правитель той области, тронутый чудной красотой Варвары, пытался склонить ее к отречению от Христа. Но святая объявила, что с радостью примет мучительную смерть ради своего Бога и Спасителя. После долгих мучений ее бросили в темницу, где ночью в видении ей явился Сам Господь. Он ободрил ее и исцелил раны.

На другой день святая была подвержена новым истязаниям, которые перенесла с таким мужеством, что одна из свидетельниц ее страданий, Иулиания, вдруг выступила из народа и объявила себя христианкой. Ее тотчас схватили и, повесив на древе рядом со святой Варварой, подвергли страшным мучениям, после чего обеим святым отсекли головы. В тот же день Диоскор и Мартиан были сожжены молнией во время грозы, так что от них не осталось даже костей.

Мощи святой великомученицы Варвары в настоящее время покоятся во Владимирском соборе города Киева, куда были перенесены из города Константинополя греческой царевной Варварой, супругой великого князя Святополка, внука святого Владимира.

Традиции и обряды на Варварин день

Главные традиции 17 декабря — молитвы о здоровье детей, начало подготовки к новогодним праздникам, запрещено прясть.

— На Руси Варвару считали своей заступницей все женщины. Они просили её о защите перед несправедливостью мужа или свекра. Особенно святая почиталась у беременных, просивших о здоровье для себя и ребенка.

— На Варвару, как правило, наступало время сильных морозов. Отсюда и ещё одно название дня — Варварины морозы. В народе по этому поводу говорили: «Трещит Варюха - береги нос да ухо!». Зато дороги становились прочными. «Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает», - подмечали наши предки.

— 17 декабря звезды особенно ярко сияли на чистом морозном небе, а их свет, отражаясь от снега, создавал впечатление, что день стал чуть менее темным. Кроме того, в середине декабря люди уже жили ожиданием солнцеворота, поэтому верили в то, что на Варварин день ночь начинает убывать. «Варвара от ночи уворовала, да ко дню притачала», - говорили в народе.

— Близость к большому годовому празднику - Николе зимнему - предопределила отношение к Варвариному дню, как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. Ещё В.И. Даль отмечал, что глаголы «варварить», «саввить» являются синонимами слов «кутить», «гулять», «пить». Женщины в этот день готовили сладости: карамелизовали орехи в сахаре, варили в меду ягоды и фрукты, пекли пряники, делали леденцы. Мужчины занимались варкой пива и меда, самыми популярными напитками в новогодние праздники.

— Работать на Варвару женщинам не рекомендовалось. Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары, как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней.

Приметы и поговорки на Варварин день

  • Варвара ночи урвала, украла, день приточила.
  • Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара, заварварят и морозцы.
  • Если на Варвару стукнул мороз, то он простоит и ближайшие дни.
  • Если к 17 декабря морозы отступили, то урожай льна будет хорошим.
  • Вечерний закат зацвел красными красками – жди морозного и ясного дня. А если закат заволокли облака, то жди снегопада.
  • Если ночное небо тусклое (без звезд) – жди оттепели.
  • Если дым, поднимающийся из трубы, стелется по земле, то вскоре холода отступят.
  • Родившиеся 17 декабря слишком практичны. Женщины могут стать хорошими мастерицами.
  • Варвара ночи украла, дня притачала.
  • Саввы-Варвары ночи урвали, кур воровали, под печку клали.
  • Трещит Варюха - береги нос и ухо!
  • Наша Варвара не любит ухи без навара.
  • Варвары заварят, а Сава поправит, а Микола гвоздём забьёт, уже тогда и зима.
  • Как на Варвару украдёшь и не попадёшься, то весь год будешь воровать и не попадёшься.

Именины 17 декабря

Дмитрий, Александр, Геннадий, Алексей, Екатерина, Кира, Анастасия, Варвара, Василий, Иван.

4-го декабря отмечается день святой Варвары, одной из 14 святых, помогающих людям в их земных делах. Св. Варвара - покровительница ремесленников, у нее просят помощи и благословления в трудах. К св. Варваре, как к защитнице от молнии, обращаются также во время грозы.

По легенде, св. Варвару казнил сам ее отец-язычник, когда узнал, что она стала христианкой. До этого он ее определенное время держал под замком в башне, чтобы спрятать от многочисленных ухаживателей, так как Варвара была очень хороша собой. В момент, когда он ей отрубил голову, в него ударила молния и сожгла его дотла. В память ее заключения, Варвара обычно изображена с маленькой башенкой у ног.

Мы не знаем, откуда взялась традиция в день святой Варвары приносить детям подарки, но во многих регионах Чехии дети вечером выставляют из окна чулок, и утром в нем находят конфеты, орешки или маленький подарок.

Именно в этот день в Чехии с черешневых деревьев срезают озябшие веточки, и ставят в воду, чтобы они расцвели к Рождеству.

Имя святой Варвары произносится по-чешски как Барбора. А черешневые веточки, срезанные в этот день, называются «барборки».

Традиция «барборок» уже с давних времен тесно связана с предсказаниями будущего, в основном, для молодых девушек. Если веточки, поставленные 4-го декабря дома в воду, расцветут еще до Щедрого дня, то есть до 24-го декабря, то девушка в следующем году выйдет замуж. Или другая примета - успели «барборки» зазеленеть, значит, все задуманное обязательно осуществится.

Раньше в Чехии с днем святой Варвары была связана и другая традиция. Кроме веточек можно было встретить и «живых Барборок». Это были три девушки, одетые в белое, накануне дня святой Варвары обходившие семьи с детьми. Барборки наделяли детей яблоками, грушами, орехами и другими лакомствами. А непослушных малышей они пугали розгой. Однако эта традиция практически не сохранилась. Может быть, потому, что подобную роль играет чешский Микулаш, наделяющий детей маленькими подарками накануне дня святого Николая, по-чешски Микулаша, который отмечается 6-го декабря.

До сегодняшних дней сохранилась только традиция срезания «барборок». Это, на самом деле, не должны быть только черешневые веточки. «Барборками» считаются и веточки других фруктовых деревьев, а также, например, сирени. И хотя в разные предсказания, связанные с «барборками», сегодня, наверняка, уже мало кто верит, расцветшие веточки по-прежнему приносят в семьи на Рождество счастье, радость и спокойствие.

По материалам "Радио прага".

Введение - один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников. О событиях, которым он посвящен, рассказывают апркрифы - "Протоевангелие Иакова" (вторая половина II века), латинское "Евангелие псевдо-Матфея" (IV век) и Минологий Василия II - древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы (конец X века).

По этим источникам, когда перед зачатием Богородицы ее матери, святой Анне, явился ангел, возвестивший предстоящее рождение ребенка, она дала обет отдать его в Храм, чтобы он посвятил всю свою жизнь служению Богу. И когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители привели ее к Иерусалимскому Храму и поставили на первую ступень лестницы, которую ребенку предстояло одолеть самостоятельно. В Храме ее встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, и по внушению свыше ввел в Святая святых, куда дозволялось входить только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью, да и то только раз в году, а после оставил до 12 лет воспитываться при Храме, вокруг которого по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, было много жилых помещений, где обитали люди, посвятившие себя служению Богу.

Праздник в честь этого события появился в христианской церкви довольно поздно — по версии некоторых исследователей, после 543 года. Первые упоминания о нем встречаются в мясецесловах VIII века, а более широко он распространился с IX века, но до XIV-го не входил в число двунадесятых, хотя и отмечался так же торжественно.

На Западе его с IX века отмечали в Сицилии, где жило много православных греков, оттуда захватившие остров норманны принесли его в Англию, но широко праздновать его в Европе начали лишь во второй половине XIV века. А в общий календарь Римско-католической церкви праздник Введения включил папа Сикст V в 1585 году.

День святой Варвары

В Средние века великомученица Варвара почиталась католической церковью как одна из 14 святых помощников Господних и как небесная посредница "счастливого" смертного часа, избавляющая от внезапной смерти без покаяния.

Согласно церковному преданию, святая Варвара жила в III веке в Илиополе Финикийском. Ее отец — аристократ, приближенный соправителя императора Диоклетиана Максимиана, который, будучи от природы человеком жестким, когда началось Великое гонение на христиан в подчиненных ему областях был склонен доводить меры Диоклетиана до крайних пределов, и там было много мучеников. Узнав, что его родная дочь - христианка, отец Варвары сам ее пытал, и сам обезглавил.

В IV веке мощи великомученицы были перенесены в Константинополь. Потом они попали в Киев. По преданию, в 1108 году дочь императора Алексия Комнина Варвара, просватанная за великого князя Святполка Изяславича, попросила отца передать их в дар Киевскому князю. Впрочем, историки эту версию оспаривают, поскольку у императора Алексия Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка была, скорее всего, дочь чешского князя.

Впрочем, частицы мощей святой Варвары на Руси точно были — в 1644 году одну из них передали в дар канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В 1650 году великий гетман Литовский Януш Радзвилл, взяв приступом Киев, получил две части ее мощей. А в 1656 году Киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей святой Варвары Антиохийскому патриарху Макарию.

Большая же часть мощей хранилась в Златоверхом Михайловском монастыре в Киеве. В 1930-х монастырь разрушили, а мощи передали в музей. Теперь они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Зула Хурал — Праздник тысячи лампад

Этот праздник праздник посвящен Дже Цонкапе, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелука, считающемуся земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри — вторым Буддой. На рассвете 25-го дня первого зимнего месяца по лунному календарю он начал медитацию на пустоту и ушел в нирвану.

Светильники, которые зажигают в этот день, символизируют свет мудрости, рассекающий тьму неведения и знаменуют свет учения Будды.

Два основных сочинения Дже Цонкапы — "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ. Это самая влиятельная из школ Тибета. Ее глава, он же и настоятель ее главного монастыря Галдан, носит титул гьялва (тиб. — "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день Тысячи лампад или Тысячи свечей верующие приносят в храмы в подношение Учителю молоко, чай, сладости и масло для лампад. А когда стемнеет, внутри и вокруг храмов зажигают множество лампад, которые горят до рассвета. Монахи читают молитвы. В монастырях устраивают торжественные процессии с зажженными факелами.

В честь праздника в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ, — для верующих открывают доступ к нетленному телу хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации. В 2002 году тело его было найдено в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

С 2004 года Зула Хурал — национальный праздник Калмыкии. Там с днем ухода в нирвану Дже Цонкапы связано наступление нового года - в этот день калмыки получают свой "новый возраст" (раньше здесь вообще не отмечали дней рождения — в день Зул каждый просто прибавлял себе один год).