«Белых нужно убивать, они – аномалия» – чёрный расизм из университета Техаса. Черный расизм поставил юар на грань гражданской войны

Шестнадцать лет назад власть в ЮАР мирным путем перешла от правившей Национальной партии белых к Африканскому Национальному Конгрессу, выражавшему интересы черного большинства. Первый черный президент ЮАР, Нельсон Мандела, подчеркивая многонациональный состав своей страны, провозгласил лозунг «народа радуги». Режим апартеида был свергнут, с лавочек в парках сняли таблички «только для белых». Но расизм никуда не исчез. Он только приобрел другой оттенок. Теперь расизм здесь в первую очередь - черный.

С момента смены власти об «экономическом чуде» ЮАР уже не говорят. Говорят в основном о разгуле преступности. Появилась информация о геноциде белого населения, массовом насилии и терроре. Свыше 30% черного населения страны заражено СПИДом. ЮАР удерживает первое место по изнасилованиям и убийству детей. Как ни странно, но последние обстоятельства связаны между собой – чернокожие твердо уверены в том, что половой акт с девственницей излечивает от СПИДа. Негры, составляющие порядка 80% населения ЮАР, в первую очередь недовольны своим материальным положением. Большая часть бизнеса до сих пор остается в руках белых. И горячие головы, понимающие общественную свободу как вседозволенность, уже призывают выгнать из страны белых, и вырезать всех, кто не уедет добровольно. И результаты уже, как говорится, налицо. Если в больших городах полиция худо - бедно контролирует положение, то на отдаленных фермах положение белых совсем уже незавидное. За годы правления АНК было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. Жен, в том числе престарелых, обязательно насилуют на глазах мужей и детей, и только после этого полностью вырезают всю семью. Третьего апреля 2010 года на ферме близ города Вентерсдорпа двумя чернокожими работниками был убит фермер Юджин Терре-Бланш. Негры даже не отрицали, что вдвоем забили его деревянной дубинкой и мачете. Фермеру было 69 лет. В связи с массовостью таких явлений это собыполнотие, наверное, не попало бы на страницы газет, но Юджин Терре-Бланш был одним из лидеров «белой оппозиции» и еще во времена апартеида получил прозвище «южноафриканский Гитлер». Правительство немедленно оповестило, что конфликт был на бытовой почве, дескать, Терре-Бланш вовремя не расплатился с работниками. Президент ЮАР Джейкоб Зума, активно использующий в риторике лозунги черного расизма, назвал это преступление «ужасным убийством». Он, правда, забыл сказать, что не задолго до этого «ужасного убийства» сосед Терре-Бланша, такой же фермер, был жестоко избит, а его жена ужасным способом убита. И снова преступники были чернокожие работники. Президент также призвал «не нагнетать и не обострять». Однако представители белого населения ЮАР уже отказываются молчать. Они считают, что в этой стране «черный расизм» носит плановый характер». А в качестве доказательства приводится популярная в ЮАР песня «Убей бура». Следует отметить, что автором и исполнителем ее является лидер молодежного крыла АНК Джулиус Малема. Немного событий: За последние месяцы в ЮАР убиты трое лидеров религиозного движения « Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены, 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы. В городе Уокервиль супруги Виано жестоко убиты, Джеральдина предварительно изнасилована. Их двенадцатилетний сын Амаро утоплен в ванне с кипятком. Исполнители – черный садовник Патрик Редус Радеде, и такой же черный сын прислуги Сифо Мбеле. На выходе из здания суда убийц ждали бурные овации чернокожих маргиналов. Газета из соседней африканской страны «Новое Зимбабве» пишет: «Контролируемые евреями медиа на Западе всячески стараются замалчивать эти вопиющие случаи. И они не устают кричать о единичном случае черного наркомана, пристреленного полицией в Цинцинатти. Тем временем в Южной Африке семьи белых фермеров систематически подвергаются убийствам и насилиям». Согласимся, что это уже не типичный вопль «правозащитников» о запрете гадить посреди Арбата. 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров – буров состоялась демонстрация активистов – негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера». Представитель школы доктор Хэнк Бенсон заявил: «Я очень озабочен призывами к уничтожению всех белых учеников школы».

Интересные новости прилетают из-за океана. США - страна «победившей демократии», борьбы с различными формами дискриминации и расизмом, больная любовью к ЛГБТ-извращениям, должно быть, удивлена новостями из штата Техас. Ведь статья обозревателя Рода Дреера из журнала The American Conservative заставляет поволноваться, задуматься о будущем.

Дело в том, что студент техасского университета по имени Руди Мартинес в авторской колонке в студенческой газете написал, что пора уничтожать белых.


Молодой человек оценивает свое «белое окружение» крайне негативно, заявляя, что он ненавидит белых людей, обвиняет их во всех мировых бедах. И, судя по всему, его статью не станут излишне критиковать, по одной простой причине: он не белый! Если ты негр, азиат или латиноамериканец, то имеешь полное право кричать на каждом углу, что тебя обижают, притесняют, нетолерантно высказываются в твою сторону.

Белым американцам в подобной роскоши отказано: с работы выгонят, по судам затаскают, превратят жизнь в ад. Здесь же дело замяли на местном уровне, редактор и директор колледжа просто извинились, но увольнения и «разбора полетов», по сути, избежали. Деточка просто потешилась?

К сожалению, нет. Не первый раз техасский университет попадает в колонку новостей по теме расизма. Так, в университете A&M преподает чернокожий профессор Томми Карри, специализирующейся на критической расовой теории и полагающий, что его собратья смогут стать равными и свободными только в одном случае: «некоторым белым людям придется умереть».

Если быть точнее, то для него белые – примитивная глупая раса, которой недоступно рациональное мышление. К тому же они стремятся сохранить чистоту белой расы . Вероятно, с профессором Карри учиться белым студентам чрезвычайно непросто. Он не упустит своего шанса доказать им, что они глупее обезьян. И при этом он спокойно преподает в университете, несмотря на расистские взгляды и открытые призывы к уничтожению белых.

Этот же университет, к слову, проводит своеобразную политику, разрешая Карри ненавидеть, открыто и, скажем так, громко, белых людей, но запрещает публицисту Ричарду Спенсеру, приверженцу идеи господства белой расы, читать здесь свои лекции. Почему такая избирательность? Пускай каждый тогда продвигает свои ненавистнические идейки…

И это все государственные университеты. Их содержат техасские налогоплательщики, но власти пытаются дело о появлении расистской статейки замять. Призыв студента начать этнические чистки для них выглядит неубедительным? Ну, а призывы профессора? Другими словами, сначала власти создают проблему расизма, а потом стойко ее игнорируют.

И все же больное общество необходимо лечить, пока еще есть время. Такие призывы рождаются не на пустом месте, а от безвыходности и невозможности устроиться в жизни. Такую реакцию могли спровоцировать экономические проблемы, отсутствие, в ряде случаев, хорошего образования, превышение полицией своих полномочий и расстрелы «небелых» американцев просто по подозрению в агрессивном и опасном поведении, нежелании судов наказывать «своих» и пр.

Итог один: ростки ненависти пробились в высших учебных заведениях США . К чему это приведет в дальнейшем, будет зависеть от того, смогут ли власти правильно оценить ситуацию и изменить ее к лучшему?





Америка снова объята расовыми бунтами. Дело дошло до вооруженных нападений на полицейских — помимо снайперской засады в Далласе, покушения произошли в Луизиане и Миссури. Был обстрелян участок в Сан-Антонио, штат Техас.



Ситуация все больше напоминает конец 1960-х годов, когда повсеместно вспыхивали беспорядки на расовой почве, а полицию и государственные учреждения терроризировали военизированные группировки «Черные пантеры», «Черная власть» и др.



Как и почти полвека назад, американское общество расколото, напугано и полно гнева и недоверия. Межрасовые отношения в США ухудшились до крайности. Взаимные обвинения в СМИ и социальных сетях иной раз перерастают в неприкрытые угрозы. Из темных углов снова вылезли радикальные группировки чернокожих — «Новые черные пантеры», «Пехота лиги Миссури» и новоявленная «Черные жизни важны» (Black Lives Matter), которая хоть и позиционирует себя как мирное общественное движение, на своих митингах и площадках в социальных сетях выступает с отнюдь не мирными лозунгами.

Еще в 2014 году, когда расовые протесты прокатились по многим городам США из-за убийства полицейским чернокожего Майкла Брауна в Фергюсоне, на вооружение был взят лозунг «Нет правосудия — нет мира», фактически означающий, что бунт не прекратится до тех пор, пока белый полицейский не будет осужден. В том же году активисты Black Lives Matter прошли по улицам Нью-Йорка, выкрикивая «Чего мы хотим? Мертвых полицейских! Когда мы этого хотим? Сейчас!».

В июле 2016-го твиттер движения был переполнен сообщениями, в которых выражалась открытая поддержка далласскому стрелку. Появилась и новая «модная» кричалка чернокожих активистов: «Свиньи в попонах. Жарь их, как бекон!» («свиньями в попонах» или попросту «свиньями» уже пару десятков лет в афро-американских общинах называют копов). И с этой кричалкой Black Lives Matter промаршировали по улицам Сент-Пола, штат Миннесота. Лозунг разлетелся по социальным сетям и вскоре был повторен на маршах в Луизиане и Миссури, где последовали столкновения с полицией и были пострадавшие с обеих сторон.

Даже не верится, что на дворе второе десятилетие XXI века, а у власти в США чернокожий президент! Генеральный прокурор также чернокожий, причем второй подряд. При этом в Далласе, где под огонь снайпера попали ни в чем не повинные полицейские, глава полиции — также чернокожий.

И вот что на первый взгляд кажется наиболее парадоксальным. За годы президентства Барака Обамы межрасовые отношения только ухудшились.

По данным агентства Gallup, в 2009 году, т.е. когда Обама въехал в Белый Дом, 70% белых и 61% черных американцев считали, что эти отношения являются «очень хорошими» или «довольно хорошими». К концу 2015 года таковых было лишь 51% и 45%, соответственно.

Социологический опрос, проведенный телесетью PBS совместно с Институтом Мариста, показал, что 60% белых и 56% черных считают, что межрасовые отношения ухудшились за последний год. При этом 40% всех опрошенных полагают, что они ухудшались в течение всего президентства Обамы.

Администрация 44-го президента США не скупилась на риторику о расовом неравенстве и «структурном расизме» американского общества, о тяжелом положении чернокожей общины Соединенных Штатов и о несправедливости к ней правоохранительной системы.

Но было ли что-то сделано для улучшения положения? Анализ данных показывает, что, если какие-либо попытки для этого и были предприняты, то они все провалились. Бедность, безработица и уровень преступности в черных кварталах только возросли. Синтетический индекс занятости (учитывающий количество рабочих часов на человека) снизился в этой группе населения на 19.6%, число людей, получающих продуктовые талоны, возросло на 58%, количество бездомных увеличилось на 4.6%.

При этом черные общины буквально погружаются в пучину криминальных разборок. Политическая родина Барака Обамы, город Чикаго, являет тому ужасающий пример этой тенденции.

Мегаполис сегодня поделен примерно на три равные части, заселенные белыми, латиносами и чернокожими. За время президентства Обамы в нем произошло 3459 умышленных убийств, причем 70% из них были убийства чернокожих чернокожими. Часть этих преступлений носили, как у нас говорят, бытовой характер, но подавляющее большинство — следствие разборок банд.

В целом по США чернокожее население составляет 14%. Согласно данным министерства юстиции, ими совершается 24% насильственных преступлений в стране.

Что по этому поводу говорит администрация Обамы? Почти ничего. Даже после самых страшных и массовых криминальных расстрелов чернокожих жителей Чикаго президент высказывался (9 раз за все время пребывания в Белом Доме) нейтрально-траурно, без каких бы то ни было выводов, в том числе в отношении мэрии и городского совета, представленных демократами.

Зато каждый раз, когда полиция делала, по мнению либеральных СМИ, «что-то не то» по отношению к афро-американцам, следовала полная обличений и политических инвектив речь. И так было не менее двадцати раз — это только по моим подсчетам.

Все началось еще в 2009 году, когда в ходе рутинной проверки полицией был задержан чернокожий гарвардский профессор (и после разговора в участке отпущен). Обама не преминул назвать действия полиции «глупыми» и «расово мотивированными». Последовал скандал, который президент предпочел поскорее прилюдно затушить, пригласив на кружку пива в Белый Дом и профессора, и полицейского, производившего задержание.

Но это ничему Обаму не научило. Фергюсон, Нью-Йорк, Балтимор и многие другие менее раскрученные в СМИ случаи объявлялись президентом «примерами расовой дискриминации» еще до того, как было начато серьезное расследование инцидентов.

Но когда в Нью-Йорке в 2014-м чернокожий американец Исмаил Бринсли подошел к полицейской машине с просьбой о помощи и в упор расстрелял двух копов, предварительно объявив о готовящейся «мести за наших» в инстаграме, президент ничего не вымолвил о расовой ненависти убийцы или о «войне с полицией», которую уже давно объявили черные экстремистские группировки.

Когда выяснилось, что застреленные полицейские были не белыми, а азиатом и латиносом, социальные сети черных общин наполнились твитами вроде «Не того грохнул, брат!». И это снова осталось без внимания.

Даже после недавней бойни в Далласе ни слова не было сказано о ненависти и расизме, несмотря на то, что стрелок в ходе переговоров с полицией ясно дал понять (и тут нет смысла не верить чернокожему шефу полиции Дэвиду Брауну), что он намеренно охотился из засады за полицейскими, прежде всего, за белыми полицейскими. И ведь, судя по всему, снайпер вовсе не собирался ограничиваться убийством пяти копов. В его квартире найден приличный арсенал оружия и взрывчатка, которые, учитывая его армейский опыт, могли быть использованы для куда более масштабного зверства.

Когда полицейские заблокировали стрелка и стали вести с ним переговоры, он отказался сдаваться и перед смертью собственной кровью написал на стене нерасшифрованную пока аббревиатуру «R.B» и еще какие-то значки. Возможно, инициалы друга или возлюбленной. А может быть, название пока еще неизвестной широкой публике экстремистской ячейки. В любом случае ясно, что далласский снайпер был полон решимости идти до конца и стать героем, как многие убитые в перестрелках 60-х боевики «Черных пантер».

Техасские стражи порядка уже призвали генерального прокурора США рассматривать дело как массовое убийство на почве ненависти, но ответа пока не последовало. Как обычно, следуют ритуальные слова о доблестных полицейских и расовом неравенстве в Америке…

При этом главные поджигатели бунтов в Фергюсоне и Балтиморе, лидеры движения Black Lives Matter, за прошедшие годы не раз побывали в Белом Доме. А преподобный Ал Шарптон, который прямо во время поминальной службы в Фергюсоне с церковной кафедры провозгласил «Нет справедливости — нет мира!», является давним другом президента еще с тех времен, когда Обама был сенатором от штата Иллинойс.

Как на этом фоне выглядит жизнь в обамовской Америке для чернокожих граждан США? Они в большинстве своем бедны, загнаны в неблагополучные районы и имеют мало шансов устроиться на хорошую работу. Территория контролируется бандами. Кругом наркотики, рэкет, насилие. Дожить до совершеннолетия, не вляпавшись в неприятности, закончить школу с хорошими отметками и сбежать в колледж или другой город представляется чем-то из разряда «миссия невыполнима».

Когда ты живешь в таком районе, настороженное отношение к тебе со стороны полиции гарантировано. Ситуация осложняется тем, что вокруг тебя и правда живет много подозрительных личностей. И здесь уже были перестрелки с полицией. Так что самые лучшие, тренированные, опытные, по-настоящему служащие-и-защищающие копы, сюда стараются не соваться. Значит, и полиция, которая сюда приезжает, не самого высшего качества. Гремучая смесь!

Как, например, относиться к тому факту, что убитого в Миннесоте Филандо Кастиле до этого останавливали на дороге по подозрению в различных административных правонарушениях 52 раза, особенно учитывая, что половину обвинений суд отклонил как незаконные или несущественные? И как оценивать выложенную в Сеть запись, где полицейский, только что четыре раза выстреливший в водителя, что-то орет, срываясь на юношеский фальцет и направляя ствол в салон? Так или иначе, но 53-я остановка стала для Филандо последней…

Белое же население США, среди которых, если по-честному считать, расистов едва ли наберется пару процентов, тоже, мягко говоря, недоумевает: почему именно «черные жизни важны», а не все? Почему самая обособленная (даже латиносы и азиаты не живут так компактно и так не стоят друг за друга горой) группа населения, которая к тому же мало работает и много получает различных пособий даже после десятилетий позитивной дискриминации ведет себя во время демонстраций так агрессивно? Почему за выражение «черный дурень» можно попасть под бойкот всех жителей своего района, а «белая сучка» считается всего лишь шутливым обращением? И почему медиа и Голливуд постоянно тычут белых носом в их «структурный расизм»?

Полицейские тоже негодуют. Уж кто-кто, а органы правопорядка точно представляют собой идеальный пример американского плавильного котла. Там нет черных, желтых, белых — только «синие» (по цвету униформы). И за что их всех обозвали расистами и продолжают это делать, несмотря на далласскую резню, которую не то что терактом, а даже преступлением на почве ненависти назвать не хотят? И копы начинают еще настороженнее вглядываться в лица чернокожих: а не идет ли навстречу очередной мститель?..

Этот порочный круг взаимного недоверия, по-видимому, пытался в начале своего президентства разорвать Барак Обама. Точно так же, как пытался президент Джонсон в 1960-х, объявляя о построении Великого Общества.

Однако очень быстро стало понятно, что если, наконец, проблема системной черной бедности и неустроенности будет решена, то это плохо скажется на электоральных перспективах Демократической партии.

Благополучные чернокожие американцы, интегрированные в индустрии и местные сообщества и не чувствующие себя более ущемляемым меньшинством, перестанут солидарно голосовать за демократов. Они будут голосовать, как все общество, — то за тех, то за других. Но если они останутся в своих гетто и им раз за разом будут подкидывать идеи о расизме и селективном полицейском насилии, давать все новые пособия и поругивать белую Америку, они останутся легко мобилизуемым отрядом левых либералов.

Стоит только намекнуть, и они идут срывать предвыборное мероприятие Трампа, голосуют «как надо» и вообще остаются надежным оплотом так называемой «обамовской коалиции избирателей», на которую рассчитывает и Хиллари Клинтон.

Рабочие места? Образование? Равенство? Не для этого нынешняя администрация Белого Дома обхаживает чернокожих активистов и не для этого Линдон Джонсон водил дружбу с доктором Мартином Лютером Кингом.

Вот только ситуация, похоже, выходит из-под контроля, как и в конце 1960-х, когда Америка выбрала республиканца Ричарда Никсона, откликнувшись на его призыв восстановить, наконец, законность и правопорядок, вдоволь насмотревшись на баррикады, погромы и перестрелки.

И неслучайно Дональд Трамп, реагируя на трагические события в Далласе, в своем телеобращении вторил Никсону: «Мы должны восстановить закон и порядок. Мы должны восстановить уверенность нашего народа в том, что они в безопасности в своих домах и на улицах».

Ну а в том, что решение реальных проблем чернокожей общины вновь откладывается, афро-американцы могут винить только своих лидеров и ту партию, за которую они столь дисциплинированно голосуют.

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР. Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе.

Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.

Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.

Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».

Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.

У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.

Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.

«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.

На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».

Сара Тейлор против колледжа Bishop State Community

Белая Сара Тейлор в 2002 году была уволена со своего места работы в колледже Bishop State Community, чтобы появилась возможность освободить место для новой чернокожей сотрудницы. В 2005 году федеральный судья постановил, что данный колледж обязан выплатить Саре сумму в размере 300000 долларов, а также оплатить её адвокатов, принять её на прежнюю должность, а также обеспечить отпуском за все годы, что она там не работала.

Симс против работодателя

Житель американского штата Флорида по фамилии Симс получил 27000 долларов после того, как подал иск на компанию, занимающуюся строительством и ремонтом дорог и мостов. Симс пытался устроиться работать водителем грейдера, однако вместо него должность получил чернокожий парень, профессиональная квалификация которого была гораздо ниже. После жалобы Симса в компании решили, что уладить дело без суда будет гораздо дешевле.

Абитуриенты против колледжа

Федеральный Апелляционный суд штата Мичиган 16 мая 2002 года принял решение о том, что во время приема в колледжи можно принимать во внимание расу абитуриентов. Данное решение было принято после рассмотрения дел двух белых американцев, обвиняющих юридический колледж Мичигана в Детройте в расовой дискриминации. Несмотря на более высокие результаты экзаменов, белые абитуриенты в колледж не поступили, потому что слишком много мест было зарезервировано для афроамериканцев.