Художественное воплощение образа матери в поэзии н. а

1. Образ матери в литературе.
2. Сыновья любовь Некрасова.
3. Обобщенный образ матери.

Будешь жить ты в памяти людской, Пока в ней жить моя способна лира.
Н. А. Некрасов

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань и русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. Исключением можно считать лишь казачью колыбельную М. Ю. Лермонтова. В ней мать открывает для сына мир, в котором видит его воином и героем. Говорит поэт в этой песне и об извечном уделе матери томиться тоской, ждать и молиться за сына.

Более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Некрасова. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

Мать, по всей видимости, была восприемницей и его первых литературных опытов. Первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, Некрасов, по его собственному признанию, «посвятил матери в день ее именин». Он тосковал по ней в годы учебы в ярославской гимназии и впоследствии в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни, хранил в сердце ее светлый образ. Некрасов был убежден, что именно мать оказала решающее влияние на становление его личности, его поэтической и человеческой совести:

Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою.

В стихотворении «Рыцарь на час», ожидая своей скорой кончины, он призывает усопшую мать явиться к нему:

Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою залозила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь...

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой»:

С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах
Пред грозой величаво — безгласная...

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих:

Но лишний раз не сжало чувство страха
Его души — ты то дала рабам, —
Но лишний раз из трепета и праха
Он поднял взор бодрее к небесам...

А когда над ней самой разразилась гроза, она, не дрогнув, приняла удар, с мужеством и смирением, беспокоясь лишь о будущем своих детей:

Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость Бога звала.

В произведениях Некрасова мы видим образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская — жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, — отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но в конечном счете она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее. Более того, она считает, что если не поедет к тому, кому она сейчас нужнее, сын со временем, разобравшись в ситуации, будет презирать ее за то, что она лишила отца утешенья:

Зачем не пошла ты за бедным отцом?
И слово укора мне бросит.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Таким же примером является и мать-крестьянка Груша из стихотворения «В дороге». Несчастная женщина, по воле барина воспитанная как барышня, обученная грамоте, игре на фортепиано и прочим «дворянским манерам и штукам», по воле нового барина стала женой мужика и была обречена на тяжелую и безрадостную крестьянскую жизнь. Но она уже не может вернуться к прежнему укладу жизни. Героиня не приучена к тяжелому труду, ей неловко в крестьянской одежде и невыносимо попрание всех ее духовных запросов. Ее муж — добрый по характеру человек — глубоко сочувствует жене (и даже почти не бьет!), но ничем не может облегчить ее долю. Единственной отрадой для Груши становится сын, которого она не только не бьет сама и не позволяет бить мужу, но и прививает ему полученные навыки и знания:

Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет.
Бить не бьет, бить и мне не дает.
Да недолго пострела потешит.

Образы матерей-крестьянок мы видим во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное — силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны...», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя .

Поэту больше всего жаль мать. Потому что именно для нее гибель сына — величайшая трагедия. Друзья и жены, как бы ни была велика их скорбь, рано или поздно утешаться и забудут. И лишь один человек на свете «одна душа», «до гроба» будет помнить и скорбеть о погибшем. Слезы матери — единственные, по-настоящему искренние слезы. Некрасов поэтично сравнивает облик скорбящей матери с обликом плакучей ивы:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

II . Определение цели занятия.

Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины,- матери.

III . Образ м3атери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Выступления учащихся (инсценирование, пение) по народным сказкам и народным песням.

IV . Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Выступления учащихся

  1. по «Повести о сыне » Е. Кошевой
  2. по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр отрывков из фильма «Молодая гвардия»)
  3. по «Повести о Зое и Шуре» Космодемьянской

Ученик читает отрывок из стихотворения Я. Смелякова

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.

Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V . Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!

VI . Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ В ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА

Т. В. Тулкина

ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва»

Аннотация. В статье рассматривается специфика художественного изображения образа матери в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова. Анализируются своеобразие воплощения материнского начала и система изобразительно-выразительных средств.

Ключевые слова: поэтическое творчество Н.А. Некрасова, художественное воплощение, образ матери, художественный образ, женщина-мать, материнское начало, мать-страдалица, национальный характер

Поэзия во все времена занимала в русском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. В глазах народа её миссия издавна была неизменно высока и священна. Она оказывала на самосознание нации большое воздействие. Поэзию любили, в ней искали поучения и совета, истины и красоты. Поэзия – это суждение автора о жизни, его высота профессиональная и гражданская, это печать его личности, его взгляд, воспитанный памятью, культурой.

Лирика утверждает в искусстве ценности возвышенных эмоциональных переживаний личности, связанных преимущественно со сферой индивидуального самосознания и личной жизни. Источник лирики в идейном интересе художника к эмоционально-личностной сфере, в связи с чем лирика отличается огромной силой, которая заключается в передаче чувств, мысли, переживания, характеризующих тем самым человеческие отношения, обстоятельства и т.д. Лирическое произведение рождается из потребности человека передать высокий строй чувств. Лирика - это форма повышено-эмоционального восприятия и отражения жизни. Жизнь предстаёт в лирическом творчестве прочувствованной и продуманной поэтом, само чувство, переживание находятся в центре произведения. Действительность отражена в нём через призму личности и индивидуальности художника.

Лирика - искусство личностное, она обращается к каждому человеку и как ни одно другое искусство, способна проникнуть во внутренний мир каждого, через красоту лирического слова, несущего в себе глубокую мысль и чувство, познаётся действительность, познаются общество и личность .

Каждый поэт вносит свой вклад в культуру, в воспитание морально-нравственного поведения членов общества, в обогащение внутреннего мира человека в этическом и эстетическом плане. Н.А. Некрасов один из таких поэтов, чья лирика является целостным, монолитным пластом, в котором объединены самые разнообразные темы и проблемы, имеющие общую идею - повышение обшей культуры человека, воспитание социально значимой, одухотворенной личности . Во второй половине XIX века он привносит в русскую литературу обновленный образ матери – матери-крестьянки, матери - труженицы. Поэт впервые подошел к этой теме с социальной точки зрения. И если госпожа Головлева из повести М.Е. Салтыкова-Щедрина характеризовалась, в первую очередь, жадностью и черствостью даже в отношении собственных детей, то героини творчества Некрасова, напротив выступают в качестве носительниц материнской любви и материнского долга.

Жанрово-стилевые особенности поэзии Н.А. Некрасова разнообразны и многогранны. Его стилистической манере присуще использование художественных элементов фольклорного сказочно-песенного творчества, взаимодействующего с приемами и средствами поэзии XIX века, обогащенной национальными художественными традициями и опытом. Под его пером традиционные фольклорные поэтические формулы приобретают подвижность, становятся более гибкими, конкретно выразительными; постоянный творческий поиск, совершенствование жанров и жанровых форм, новых средств художественной выразительности; стремление к жизненной правде, желание и умение видеть жизнь в новом ракурсе воплощаются во всем разнообразии проявлений бытия. Сила стихов Н.А. Некрасова о матери - в близости к народным песням, в раскрытии противоречия между глубокой грустью, состраданием и восхищением, поклонением перед её искренностью и силой. Таким образом, он является создателем целого ряд весьма глубоких, художественно окрашенных лирических произведений, сочетающих в себе простоту и гармоничность. Поэт спокойно и ненавязчиво, на зримых и ясных примерах, образах, ситуациях раскрывает то, что является важнейшим в жизни человека. По твёрдому убеждению, художника слова – это мать.

Образ матери относится к особой категории общепринятых в русской литературе образов. В отечественной культуре он является национальным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Стоя на ступень выше всех остальных, он по своей сути и содержанию остается своеобразным непрекословным авторитетом в литературе, являя собой фундаментальную основу всей жизни на Земле. Тем не менее, материнский образ в русской литературе на протяжении всего своего существования, начиная с момента зарождения и до наших дней, постепенно развивался, обогащался и трансформировался под влиянием времени.

Литература, как правило, стремится к идеализации образа матери, а русская литература в особенности, потому что великий писатель наблюдает в жизни слишком мало высокого и прекрасного, и его извечный порыв к идеалу естественным образом обращается на это прекрасное божье создание. «Прославим женщину-мать, - писал М. Горький, - неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!». Русская литература в этом смысле представляет собой пример открытого представления данного образа. Но вместе с тем образ матери в литературе неоднозначен и зачастую диаметрально противоположен ранее созданным материнским образам. В лирике, прозе и драматургии данный образ также представлен с различных точек зрения.

Художественная литература неоднозначно трактует образ матери. Например, мать Недоросля в бессмертной комедии Д.И. Фонвизина, Кабаниха в «Грозе» Н. А. Островского, Арина Петровна из рода Головлевых, – все они, безусловно, выпадали из идеального образа. Эти персонажи воспринимаются как исключение из правил, а идеал меж тем продолжает существовать. И то, что мировая история и культура сохранили и донесли до нас фигуры не просто посредственных, а преступных матерей, таких как Иродиада и Медея, нисколько не разрушало идеального образа матери. Исключения лишь подтверждали правило. При этом созданный автором художественный образ матери играет ведущую роль и во многом определяет саму концепцию и специфику произведения.

В словаре литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева мы встречаем следующее определение художественного образа: «Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретизация и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии». Кроме того, художественный образ во многих отношениях исторически изменчивое понятие. Образ первобытного искусства отличается от образа античности, образ Средневекового искусства не похож на образ Возрождения. Есть свои особенности в образах классицизма, сентиментализма, разных направлений романтизма, критического реализма и др. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального, свободы и необходимости. В образах эпохи Возрождения на первом плане - титанические страсти, Просвещения – рационализм, романтики противопоставляют одинокую личность интересам своего времени. Новую страницу искусства открывает критический реализм, он идет и вширь, исследуя все стороны действительности, и вглубь, открывая диалектику души. Структура художественного образа исторически изменчива, поэтому нельзя признаки одного метода, например, критического реализма, прямолинейно переносить на образы других методов, например, классицизма или романтизма.

Особые изменения образ матери претерпел в русской литературе XIX века, став в своем роде своеобразным отражением жизни целой эпохи великого государства.

Современный исследователь творчества Некрасова Н. Н. Скатов в конце XX века в своей работе «Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писал: «В поэзии Некрасова мать всегда была безусловным, абсолютным началом жизни, воплощенной нормой и идеалом ее. В этом смысле мать есть главный положительный герой некрасовской поэзии. Сам образ родины, России у поэта неизменно соединяется с образом матери. Родина - мать, матушка - Русь - именно от Некрасова, через его поэзию эти привычные уже сейчас сочетания вошли в нашу жизнь, в наше сознание» .

Сама тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: крепостной и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж-праведник и свекровь в три погибели гнуть» . Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» обрисована загубленная жизнь крепостной девушки, которую маленькой девочкой взяли господа в барский дом и воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, но, когда он умер, новый владелец поместья - зять, воротил «ее на село - знай-де место свое, ты, мужичка» . Девушку против воли выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. Но несмотря на все тяготы положения её материнская любовь и забота проявляются со всей нежностью и щедростью. По существу это новелла в стихах - рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу: Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая! .

Примечательно, что многие стихотворения Некрасова стали народными песнями, как и стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой откровенно любуется автор: Сквозь румянец щеки твоей смуглой / Пробивается легкий пушок, / Из-под брови твоей полукруглой / Смотрит бойко лукавый глазок. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» .

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»

С глубоким благоговением писал Некрасов о матерях, о печальной и тягостной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О горьких слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает «о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой: Воротился сын больнехонек, / Ночью кашель бьет солдатика, / Белый плат в крови мокрехонек!». Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами: Мало слов, а горя реченька, / Горя реченька бездонная!» .

Поэма «Мороз, Красный нос» - это также трогательная повесть о трагической женской доле. «Но в крестьянке Дарье мы видим тип величавой славянки. Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица: Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц, / С красивою силой в движеньях, / С походкой, со взглядом цариц . И нестерпимо больно, что её жизнь заканчивается трагически: после смерти мужа груз житейских забот становится непосильным для женщины. Когда ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой. Т.И. Журавлёва справедливо замечает, что «судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный Нос» воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки. Некрасов неоднократно отмечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба, / И первая доля: с рабом повенчаться, / Вторая – быть матерью сына раба, / А третья – до гроба рабу покоряться, / И все эти грозные доли легли / На женщину русской земли. Эта суровая доля крестьянки и воплощена в образе Дарьи. Правда, она избежала одной из тяжких доль – «до гроба рабу покоряться». Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерная для крестьянских семей. Героизм Дарьи – в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хоть самом скромном достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежала на ней. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью» .

В мозаичной галерее женских образов, созданных поэтом в лучших пушкинских традициях, присутствуют и образы женщин из мира городской бедноты. Н.А. Некрасов в Петербурге наблюдал все противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин: Еду ли ночью по улице темной, / Бури заслушаюсь в пасмурный день - / Друг беззащитный, больной и бездомный, / Вдруг предо мной промелькнет твоя тень .

Ярким хороводом проходят перед нами один за другим образы русских женщин-матерей, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души. И говоря о невыносимо горькой женской участи, художник неустанно восхищается удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задушенной тяжелыми условиями жизни, «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет», русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Но всё же главным достоинством русской женщины Н.А. Некрасов считает её удивительную способность быть матерью, настоящей, ласковой, чуткой, бесконечно заботливой и самоотверженной.

Таким образом, со страниц некрасовской лирики встают перед нами русские женщины-матери во всем величии русского национального характера.

1. Тулкина Т.В. Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.02. - Саранск,2006. – 170с.

2. Бойко, М. Н. Лирика Некрасова / М. Н. Бойко. – М. : Ху-дож. лит., 1977. - 118 с.

3. Головин, В. В. Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 1. – С. 80–85.

4. Журавлева, Т. И. Анализ одного перепева: («Колыбельная песня» Н. А. Некрасова) // Актуальные проблемы современного лите-ратуроведения. – 2001. – № 5. – С. 62–64.

5. Лебедев, Ю. В. О народных истоках поэзии Н. А. Некрасова // Лит. в шк. – 1988. – № 5. – С. 16-25.

6. Русская литература 18-19 вв. : учебное пособие для пед. вузов / сост. Н. Н. Скатов [и др.]. - М. : Просвещение, 1995 г. – С. 89-94.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с



Образ матери в произведениях русской литературы.

Малькова Зумара Сагитовна.

МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИТЧА О МАМЕ»

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

II. Определение цели занятия.

СЛАЙД № 4 Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.

III. Образ матери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

ПЕСНЯ БУЛАНОВОЙ « МАМА»

IV. Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская»

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

(Начало 1863)

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра...

« Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно.. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПИСЬМО МАТЕРИ» Есенин (читает М. Трошин)

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

Аудиозапись, читает Ахматова:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

«Реквием» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто. ЧИТАЮ ПИСЬМО МАТЕРИ

"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет тебя.

Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, - как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

ЧИТАЮ ПИСЬМО СЫНА

Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.

Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!

Просмотр отрывка из фильма «Мамы», 2012 года.

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»