Место захоронения капитана флерова и его воинов. Чудо-оружие товарища Сталина

24 апреля 1905 года родился Иван Андреевич Флеров, капитан советской армии, командир первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 14 июля 1941 года батарея Флерова впервые применила под Оршей новое оружие - БМ-13, знаменитую «катюшу».

Судьба Ивана Флерова сложилась так же, как у многих тысяч пареньков, чье взросление пришлось на гражданскую войну и период сразу после нее. Сын мелкого служащего, родившийся в липецком селе Двуречки, окончил школу, стал слесарем. Потом «фабзавуч» — фабрично-заводское обучение. С 1927 года — срочная служба, там попал в артиллерию.

В 1933 году Флеров был призван на переподготовку офицеров запаса, после чего решил связать свою судьбу с армией. «Лодырем я никогда не был и не буду, пока есть силы, несмотря ни на какие обстоятельства», — писал он своему брату. Слово сдержал: через шесть лет он стал слушателем артиллерийской академии.

В «зимнюю войну» с Финляндией Флеров командовал батареей 94-го гаубичного артполка, по итогам боев награжден орденом Красной Звезды. Потом вернулся в академию, но уже с первых дней Великой Отечественной войны получил особое задание.

Заданием стало командование особо секретной отдельной батареей реактивных установок БМ-13. Установки надлежало обкатать в бою (а обстановка на фронтах была ой какая сложная), но при этом ни в коем случае не дать им попасть в руки противника. Каждая машина несла заряд взрывчатки и устройства для самоподрыва.

И через 12 дней, 14 июля, «катюша» вышла на берег крутой: закатив машины на пригорок, Иван Флеров дал первый боевой залп БМ-13, накрыв железнодорожный узел под Оршей, забитый составами с боеприпасами и горючим.

«Результаты отличные. Сплошное море огня», — лаконично, но поэтично отразил эту атаку Флеров в журнале боевых действий батареи.

Применение «катюш», тогда еще отнюдь не массовое, вызвало нервозность у германского командования. В августе—сентябре 1941 года немецкий Генштаб слал в войска телеграмму за телеграммой: «Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку. Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым. При захвате таких пушек немедленно докладывать», «войска доносят о применении русскими нового вида оружия, стреляющего реактивными снарядами… О появлении этих орудий надлежит донести немедленно… в тот же день!».

Но война пока что развивалась не в пользу советской армии. В октябре 1941 года батарея Флерова оказалась в одном из самых чудовищных котлов войны — Вяземском. Западнее Вязьмы немцы сумели окружить четыре советские армии, общим счетом 37 дивизий. Батарея очень скоро утратила связь со штабами, и Флеров самостоятельно пошел на прорыв из окружения.

Вечером 7 октября 1941 года батарея была захвачена врасплох вражеской мотопехотой и танками и приняла последний бой прямо с колес, на лесной просеке около смоленской деревни Богатыри. Батарея отработала по танкам прямой наводкой, но силы были совершенно неравны.

«7 октября 1941 год. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте, товарищи», — гласит последняя запись Флерова.

Поняв, что положение безвыходное, бойцы подорвали машины и попробовали уйти с боем, 46 людям Флерова из 170 удалось выбиться через вражеские тылы к своим в районе Можайска.

Сам Иван Флеров, получивший тяжелое ранение, взорвал себя вместе с «катюшей».

Погибших похоронили местные жители. К сожалению, организатор похорон сам не дожил до конца войны — его расстреляли фашисты. Поэтому сведения о месте захоронения и о том, кто именно был похоронен, оказались утрачены.

Долгое время о судьбе капитана Флерова ничего не было известно, он числился «пропавшим без вести». Особо ретивые искатели «врагов народа» даже разрабатывали версию о том, что он якобы целенаправленно завел батарею в засаду.

Однако постепенно информация о бое у деревушки Богатыри была восстановлена, стало понятно, что никто из бойцов секретной батареи не попал в плен: все либо погибли, либо смогли уйти к своим.

Только в 1960 году маршал артиллерии Казаков подписал представление о присвоении Ивану Флерову звания Героя Советского Союза. Но этот документ замотала советская бюрократия. В итоге памяти Флерова достался лишь орден Отечественной войны I степени.

Только 21 июня 1995 года Родина отдала долг своему достойному сыну. Капитан советской армии Флеров, погибший под Вязьмой как и подобало русскому пушкарю — на своих орудиях, стал Героем России.

4 октября 1995 года поисковый отряд «Долг» обнаружил останки семи похороненных бойцов флеровской батареи, и среди них — тело капитана советской армии, опознанное по характерным «шпалам» в остатках петлиц. 6 октября 1995 года флеровцев перезахоронили в Богатырях, у дороги на Юхнов.

Ива́н Андре́евич Флёров (24 апреля - 7 октября ) - (1995 г.), командир первой в ВС СССР отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии , капитан.

Биография

После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях.

Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня , поддержав обороняющиеся части Красной Армии . А 16 июля показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша . 7 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении, геройски погиб.

Боевой путь во время Великой Отечественной войны

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея, вооружённая пятью опытными и двумя серийными боевыми машинами М-13-16 (позднее получившими название «Катюша») и одной 122-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Кроме того, в составе батареи было 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 160 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).

В ночь на 3 (4) июля 1941 года из Москвы по Можайскому шоссе, батарея капитана Флёрова И. А. выехала на фронт по маршруту: Москва-Ярцево-Смоленск-Орша. Через два дня (6 июля) батарея прибыла на место и вошла в состав артиллерии 20 армии Западного фронта .

Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами на месте взорванного Загранотрядом Западного фронта. Под удар попала 17-я танковая дивизия Вермахта. В течение 3-х дней 17 танковая дивизия не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г.Рудню. Батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении в Вяземском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.

В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район,д. Богатырь.

  • Из боевых донесений командира первой батареи «Катюш» капитана И. А. Флерова 14 июля - 7 октября 1941 г.:

14.7.1941 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня. 7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь - 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи.

Подразделение Командир примечания
Командир батареи капитан Флеров Иван Андреевич находясь в окружении погиб в бою 7.10.41 г.
заместитель командира батареи лейтенант Сериков Константин Константинович 11.10.1941 г. под г. Юхнов попал в плен (офлаг № 57), освобождён
помощник командира батареи по технической части воентехник 2 ранга И. Н. Бобров
Комиссар батареи политрук Журавлев Иван Фёдорович
парторг батареи сержант Нестеров Иван Яковлевич (водитель установки М-13) (вышел к своим)
комсорг батареи сержант Захаров Алексей Анисимович (радист) (вышел к своим)
Командир паркового взвода старший лейтенант А. В. Кузьмин (вышел к своим)
Автотехник батареи воентехник 2 ранга И. Е. Скигин
Электротехник батареи воентехник 2 ранга А. К. Поляков
представитель НИИ военинженер 2 ранга Дмитрий Шатов покинул батарею через неделю
представитель НИИ инженер-конструктор Алексей Попов покинул батарею через неделю впоследствии обучал личный состав 2-й батареи лейтенанта А.М.Куна
Взвод управления лейтенант П. К. Ветряк
Пристрелочный взвод лейтенант М. И. Науменко
1 огневой взвод лейтенант И. Ф. Костюков
2 огневой взвод лейтенант Н. А. Малышкин
3 огневой взвод лейтенант М. А. Подгорный
Командиры/водители боевых расчетов пусковых установок:

сержант Овсов Валентин

сержант Гаврилов Иван/сержант Нестеров И. Я. (вышли к своим)

сержант Есенов

сержант Коннов Иван Николаевич (попал в партизанский отряд)

сержант Курганов Александр

сержант Рушев

сержант Наяглов Константин

взвод боепитания лейтенант А. В. Кузьмин
хозяйственное отделение
отделение горюче-смазочных материалов
санитарная часть военфельдшер Автономова Юлия Владимировна (вышла к своим)

Награды

  • Орден Отечественной войны 1-й степени (посмертно)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (посмертно)

Память

Осенью 1995 года группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Были найдены останки 7 ракетчиков. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея была отправлена на Западный фронт и вошла в состав артиллерии 20 армии. 16 июля в 15.15 батарея Флёрова произвела залп по железнодорожному узлу Орша. Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами. Под удар попала 17-я танковая дивизия вермахта, которая была настолько деморализована, что в течение 3-х дней не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами батарея помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню. В дальнейшем батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении. Она прошла по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы прорваться к своим. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи взорвал машины. Будучи тяжело раненым, Флеров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район, д. Богатырь. Звание Героя России присвоено в 1995 году.

Украденная победа

24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, которая закончилась несомненной победой армии и жалким поражением дипломатии.

В апреле 1877 года Османская империя, фактически хозяйничавшая на Балканах, самым жестоким и варварским образом подавила национально-освободительное восстание в Болгарии. Россия попыталась мирным путем добиться улучшения положения христиан на Балканах. Но Турция упорствовала в своем варварстве. Пришлось применить силу.
С первых дней войны русской армии удалось провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привёл к поражению Османской империи в войне.

В результате был заключен Сан-Стефанский договор. Россия получила часть Армении, отторгнутую от нее ранее часть Бессарабии. Турция была вынуждена признать независимость Румынии, Черногории и Сербии, а также обязывалась предоставить самоуправление Боснии и Герцоговине. В составе Османской империи образовалось автономное княжество Великая Болгария, находившееся под прямым влиянием России.

Однако Англия и Австрия воспротивились Сан-Стефанскому договору. Они начали приготовление к войне с Россией. Это воодушевило Турцию,и та тоже начала военные приготовления. Посредником выступила Германия. По ее настоянию, 1 июня открылись заседания Берлинского конгресса под председательством князя Бисмарка, а 1 июля подписан Берлинский трактат, радикально изменивший Сан-Стефанский договор, преимущественно в пользу Австро-Венгрии и в ущерб интересам балканских славян: в 3 раза были сокращены размеры Болгарского государства, получившего независимость от Турции, а Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

Подвиг капитана Флерова

Главный смершевец Абакумов

24 апреля 1908 года родился Виктор Абакумов, советский государственный и военный деятель, бессменный начальник ГУКР «СМЕРШ» и Министр государственной безопасности СССР.

Флеров Иван Андреевич родился 24 апреля 1905 года в селе Двуречки ныне Грязинского района Липецкой области. Закончил Артиллерийскую академию РККА имени Ф. Э. Дзержинского. Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Будучи командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве «линии Маннергейма». За проявленный героизм в боях у озера Сауноярви награжден орденом Красной Звезды.

В начале Великой Отечественной войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Л. А. Говорова 28 июня 1941 года был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 2 июля батарея, вооруженная семью опытными боевыми установками БМ-13 (позднее получившими название «Катюша»), убыла на Западный фронт.

Первые залпы по врагу батарея Флёрова произвела в под Оршей. В журнале боевых действий батареи записано: «14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня». «14.7.1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен..." . Этот первый удар был настолько эффективным и сокрушительным, что гитлеровцы целый день вывозили раненых и убитых, остановив наступление на сутки.

После залпов в районе Орши последовали удары по захватчикам под Ельней, Рославлем, Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями. Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Как только им удавалось засечь ее местонахождение, они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но батарея не задерживалась долго на одном месте – дав залп, сразу же меняла позицию. Боевой опыт батареи Флёрова был взят на вооружение. Тактический прием «залп – смена позиции» широко использовался подразделениями "Катюш" в ходе войны.

В начале октября батарея Флёрова вместе с другими частями оказалась в окружении в Спас-Деменском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались «без вести пропавшим».

Долгие годы о судьбе командира первой батареи «Катюш» ничего не было известно. Всплывали нелепые слухи о том, что будто бы Флёров преднамеренно завел батарею в засаду. И только тогда, когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где с немецкой скрупулезностью сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941-го года у смоленской деревушки Богатырь, сомнения развеялись. Стало известно, что никто из участников последнего боя не попал в плен. Капитан Флёров был исключен из списков пропавших без вести.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995 года N 619 капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В 1995 году специальной поисковой группой было найдено место гибели героев. Останки капитана Флёрова и шести бойцов были перезахоронены в деревне Богатырь Смоленской области у большака Вязьма - Юхнов. Приказом Министра обороны Российской Федерации N 111 от 5 марта 1998 года Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого. В 1999 поисковики из группы «Экипаж» сумели отыскать и восстановить одну из боевых машин батареи Флерова.

В честь подвига батареи сооружены памятники в городе Орше и обелиск в городе Рудня. Также памятники установлены в городе Балашиха (в 2003 году) и у деревни Богатырь. Имя Флёрова носят улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, совхоз в Смоленской области, центральная площадь села Двуречки, где родился и вырос герой. 9 мая 1975 года здесь был открыт мемориальный музей И. А. Флерова. В 2001 году средней школе №3 города Балашиха присвоено имя И. А. Флерова, в школе создан музей боевой славы. Мемориальные доски установлены: в Москве, на доме № 7 по улице Поликарпова, где формировалась батарея капитана Флёрова; в городе Балашиха Московской области на доме № 5 по улице Фёдорова, в котором жил герой.

В 1961 году в Верховный Совет СССР поступило ходатайство о присвоении капитану Флёрову И.А. звания Героя Советского Союза, однако просьба не была удовлет­ворена. Только в 1963 году выхо­дит Указ о награждении его ор­деном Отечественной войны I сте­пени. Одновременно государ­ством были выделены средства для изготовления гранитного мо­нумента и его установки на братс­ком захоронении погибших мино­метчиков у деревни Богатырь.
Бой батареи Флёрова с нем­цами произошел на южной окра­ине деревни. Гранитный мону­мент было решено поставить в 2-х километрах от основного ме­ста гибели батареи - на въезде в деревню со стороны п. Зна­менка.
В 1964 году был торжествен­но открыт гранитный памятник, благоустроена прилегающая территория. В конце 70-х годов рядом с мемориалом пролегла асфальтированная дорога Вязь­ма - Юхнов. Здесь ежедневно останавливаются десятки авто­машин, чтобы люди могли отдать дань памяти и уважения погиб­шим героям. В 80-х годах в п. Знаменка на перекрестке дорог в целях увековечивания подвига первой батареи реактивных ми­нометов на высокий постамент была установлена боевая маши­на «Катюша».
21 июня 1995 года Указом Президента России Флёрову И.А. присвоено звание Героя России. Долгое время подробности трагической гибели батареи не были известны. Ее командир Иван Андреевич Флёров считался без вести пропавшим, и семья ничего не знала о нем. Много труда приложил, чтобы восстановить историю знаменитой батареи, журналист Н. М. Афанасьев. Он написал книгу «Первые залпы», за которую все гвардейцы-минометчики благодарны ему.
Один из оставшихся в живых участников событий, каждый год, на 9 мая, приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года, видимо с его смертью, поездки прекратились, местные жители постарели, многие ушли из жизни. Заборчик, огораживающий могилу, сгнил и упал, после чего, место запахали вместе с дорогой, которая шла через поле на деревню. Захоронение было потеряно.
С присвоением капитану Флёрову звания «Герой России» перед руководством Угранского района Смоленской области возникла дилемма: «Памятник есть (памятная плита в начале деревни Богатырь), а останки не захоронены и находятся где-то среди поля». Были приглашены вяземские поисковики. Они выехали на место гибели Флёрова, выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь вышли «Катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума прямоугольника 100 на 200 метров. Вооружившись щупами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый подозрительный провал или бугорок. К большому полю, примыкающему к деревне, вплотную подступает мелколесье. И здесь, в молодой поросли деревьев, оказалась братская могила. Помогла ее разыскать жена командира поискового отряда Горшкова Люба, когда поисковики уже отчаялись ее обнаружить. Откопали, действительно, семнадцать человек. Сохранились знаки отличия капитанские. В сорок первом году еще погон не было. А нашивки со знаками отличия капитана не истлели. Обнаружили также нашивки со знаками отличия старшего политрука, записную книжку, несколько противогазов, противопехотные гранаты и патроны. Находки эти стали музейными экспонатами. На петлицах погибших также хорошо просматривались артиллерийские эмблемы (две перекрещенные пушки).
6 октября 1995 года, в годовщину гибели бата­реи, церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и почетным караулом отправилась на поселок Знаменка, где дали залп реактивные установки «Град» - современные «Катюши». Останки бойцов и их командира были торжественно перезахоронены около почти вымершей к тому времени д. Богатырь, у самого большака Вязьма – Юхнов.
Однако в гибели первой экс­периментальной минометной батареи остается много неисс­ледованного. Так, по воспоми­наниям бывшего комиссара ба­тареи, их техника, воинский контингент и деятельность были строго засекречены. При выходе из окружения никто не имел права сказать, что служил в данной батарее. Так и провое­вал комиссар всю войну после выхода из окружения, не посвя­тив никого в детали гибели ба­тареи и ее командира.
Другой пример: известно, что колонна Флёрова И.А. при про­рыве через шоссе состояла из 12 автомашин (5 бортовых ЗИС-5 и 7 установок БМ-13). Непосред­ственно на месте боя с гитлеров­скими солдатами было взорвано 4 установки. Где были взорваны остальные - неизвестно. В то же время на опушке леса, рядом с дорогой Корнюшково - Синяково Добринского сельсовета, со времен войны лежали искоре­женные останки двух БМ-13, а рядом - несколько целых реак­тивных снарядов. Было видно, что боевые установки уничтоже­ны самоподрывом. Вероятно, что эти две машины были из состава экспериментальной батареи. Во время боя они находились в кон­це колонны и не успели попасть под обстрел. А гитлеровцы но­чью не рискнули преследовать остатки колонны. Командиры ос­тавшихся установок продолжили выполнять приказ капитана Флёрова И.А. по выводу из окруже­ния секретного оружия. За ночь, двигаясь лесными дорогами, с запада обошли деревню Доброе (по маршруту: Подпоры - Жердовка - Корнюшково) и решили немного южнее ее пересечь большак Юхнов - Вязьма, чтобы двигаться к реке Угра. Однако наступило утро, и стало хорошо видно, что по большаку непре­рывным потоком идут гитлеров­ские войска. Как могли пробить­ся две машины через лавину дви­гавшихся фашистских войск? Ко­нечно, можно было дать залп по наступающим войскам и погиб­нуть, но минометчики приняли другое решение - взорвать ус­тановки и продолжить путь на восток пешком. На рамах взор­ванных машин хорошо просмат­ривалось клеймо Воронежского завода и номера машин.
В начале 80-х годов в г. Моск­ва создается Государственный музей на Поклонной горе. Было решено доставить во вновь со­здаваемый музей экспонат с ме­ста гибели батареи Флёрова. В конце апреля 1984 года предста­витель музея посетил д. Гряда и место, где наши бойцы взрывали автоколонну. Внимание привлек­ла осина, в которую при взрыве автомашины вонзился кусок рамы направляющей установки. За 40 лет затянулись на дереве все раны. Поздней осе­нью этого же года кусок осины вместе с фрагментами рамы установки был доставлен в Государственный музей на Поклонной горе.