Русь моя родная анализ. Анализ стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…”

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» было написано Есениным в 1914 году. Это стихотворение о бесконечной любви к своей родине. Поэт описывает Русь во всей её красе:

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Лирический герой восхищается родиной с её полями, «низенькими околицами» и церквами. Он наслаждается тем, что проводит время именно здесь:

Побегу по мятой стежке

На приволь зелёных лех

Поэт очень тонко чувствует всё, чем «богата» Русь. Каждый звук, запах - ничего не остаётся без внимания:

Звонно чахнут тополя...

Пахнет яблоком и мёдом...

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс...

Есенин, как самый откровенный поэт серебряного века, хотел выразить свою искреннюю любовь и благоговение к родине. Данное стихотворение можно назвать одним из самых сильных признаний в любви и верности России.

Поэт готов отказаться от райской жизни, лишь бы никогда не покидать родного края.

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Для лучшего выражения тёплого чувства к России поэт использует различные художественные средства. Обращаясь к Руси, Есенин использует древнерусское слово «Гой», тем самым показывая уважение к древним традициям и фольклору. Он сравнивает себя с «захожим богомольцем», чтобы подчеркнуть преклонение перед верой русского народа, ведь русские - православные. Поэтом применяются метафоры «синь сосёт глаза», «звонно чахнут тополя», «гудит весёлый пляс», «прозвенит девичий смех» - для наибольшего выражения образности и необычности самых обычных вещей.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма - женская, чередующаяся с мужской. Это сделано для поддержания ритма и мелодичности, стихотворение легко читается и запоминается.

Стихотворение производит приятное ощущение с первых же строк. Создаётся чувство лёгкости и счастья, наслаждения просторами прекрасной страны. И вместе с тем - это произведение является сильным и наполненным чувством патриотизма. Бесконечное уважение и любовь к родине - вот то, к чему стоит стремиться.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»


Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», - этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

«Гой ты, Русь, моя родная…» - стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина . Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу. По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, - Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»). Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога). Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» - как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина. Здесь я предлагаю целостный анализ этого текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия 3»

города Дубна Московской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная...»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мадигожина Наталья Валентиновна

г. Дубна

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина.

По «форме» это произведение будущего новатора очень простое: оно состоит из пяти четверостиший с перекрестной рифмовкой, в нем чередутся женские и мужские точные рифмы: «родная - края», «образа - глаза»... Написан текст четырехстопным хореем - одним из самых распространенных в классической поэзии размером. Здесь нет сложных символов и метафор, характерных для лирики начала 20 века... Первое, что бросается в глаза - это насыщенность стихотворения религиозными мотивами.

В этом смысле данное произведение не является для Есенина уникальным. Именно в 1914 году поэт создает более десятка текстов на тему Родины, в которых пишет о божьей благодати, о культе Спасителя, о богомольцах и богомолках... А ведь за два года до этого Сергей слыл безбожником, не хотел носить крест и ходить в церковь. Но, чуть повзрослев, в так называемый «московский период» юноша попытался решить проблемы нравственного и этического характера на материале христианской мифологии. Сам Есенин утверждал, что верил в Христа скорее не как в Бога, а как в идеально прекрасного человека. Тем не менее в стихотворениях 1914 года все в Природе полно божественной, неизреченной тайны, поэту всюду мерещится Божий лик.

В это время он мечтает об идеализированной Руси, где все благостно и свято. Родная сторона показана глазами «захожего богомольца», которого восхищают и живописные картинки природы, и звуки, и запахи... Он верит, что главное в каждой крестьянской хате - это «в ризах образа», восхищается запахами яблок и меда церковных праздников... В одном из своих стихотворений Есенин скажет: «Люблю тебя, Родина кроткая! А за что - разгадать не могу». Но в произведении «Гой ты, Русь...» он дает разгадку тайны. Как же можно не любить русские просторы! Поэт несколько раз подчеркивает, что здесь привольно глазу: «не видать конца и края», лирический герой выбегает «на приволь зеленых лех»... Все пейзажные картинки ярко окрашены: синь неба, озер и рек «сосет глаза», поля зеленые, образа мы сразу представляем в золоте, хороводы крестьянки ведут, конечно, в ярких, пестрых одеждах! Звуки смеха, веселого шума, народной пляски... Одно из немногих сравнений этого текста - девичий смех звенит, как сережки.

Есенин пишет о России деревенской, народной и использует просторечную лексику, значение которой нам сейчас даже приходится узнавать в словаре. Оказывается, хоровод называли и «корогодом», низенькая «околица» - это деревенская изгородь, на «лехи», то есть на полосы, делили поля и луга... Читая, чувствуешь, что и сам автор - не коренной житель большого города, он в деревне не такой уж и «захожий», он свой, он умеет чувствовать и народный дух, и природу. В его описаниях столько искренности и непосредственности, что стихотворение превращается в страстный гимн во славу отчизны.

И, по-моему, вовсе не смиренному «богомольцу» принадлежат слова, которыми заканчивается произведение:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Мне кажется, в этом выражении «рать святая» просвечивает беззлобный юмор поэта, который появляется у него почти всегда вместе с религиозной тематикой. В другом стихотворении, написанном в том же 1914 году, «у лесного аналоя воробей псалтырь читает»... Ветер кажется поэту «рыжим ласковым осленком», на котором едет Спаситель. И всё в мире весело кричит Иисусу: «Осанна!»

Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь...» не случайно стало песней, как и множество других произведений этого автора. Я люблю эту его раннюю пробу пера за искренность и за то, что здесь он показывает нам нашу Родину такой, какой она часто предстает в мечтах. Замечательный бард второй половины 20 столетия Александр Галич в «Плачах о России» показывает нам совсем другую, трагическую Русь, сомневается, была ли когда-нибудь эта вымышленная страна, где «листья падают с деревца в безмятежные воды, и звенят, как метелица, над землей хороводы»... Он иронизирует вроде бы над этим лубочным образом нашей родины, где «каждый с каждым поделится божьим словом и хлебом», но в то же время понятно, что каждый русский человек хранит в своем сердце веру в то, что такая Русь была когда-то и надежду на то, что мечту о золотой стране, «где все родятся счастливыми и отходят в смиреньи» можно сохранить хотя бы в своем сердце. В сердце, которое и в трудные времена не должно ожесточаться.

Я больше люблю более зрелые, более совершенные стихотворения Есенина о Родине, но, мне кажется, что уже здесь виден огромный самобытный талант начинающего автора. Мне нравится это идеализированное, с налетом легкого юмора над своей же наивностью, отношение к российской деревне и природе. Такое восприятие мне гораздо ближе всяких «обличений», на которые многие были горазды уже и в ту эпоху.

В предреволюционные годы, в 1915-1916, и у Есенина будет много стихотворений о тяжелой судьбе России, о необъятной, но вечно нищей стране. Тем удивительней, что именно в год, когда началась мировая война, поэт создал столько текстов о веселых стариках, мирных пахарях, которые собираются на войну «без печали, без жалоб и слез». Кроткие монахи и монашки благословляют родной край и верят в победу и в воцарение вечного мира. Такая страна, как показана в стихотворении «Гой ты, Русь...» воистину даже лучше рая, в который зовет лирического героя «святая рать». В такой России так хочется жить, а если уж придется умереть - то легко и « в смиреньи».

Использованная литература:

1. Сергей Есенин Собр.сочинений в двух томах. Москва, «Современник», 1990, том 1,с. 52

2. Л.Л. Бельская Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.Глава 1 «Начало пути», с.5-33, Москва, 1990


Тема родины - одна из популярных у писателей и поэтов. Каждый из них по-своему изображает свои края и выражает чувства к ним.

В этой статье мы проведем анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин посвятил родным краям. Впрочем, как и многие свои произведения.

Жизнь и творчество С. А. Есенина

Прежде чем начать рассматривать стихотворение, мы ознакомимся с некоторыми биографическими данными и творчеством поэта.

Есенин был родом из Рязанской губернии. Его с детства окружала природа. Он восхищался и вдохновлялся ею. Его первые стихотворения были посвящены именно ей.

Уехав из родного села в шумный город Москву, Есенин тосковал по родным местам. Там он был простым пареньком, который наслаждался окружающим миром. То, как поэт изображает свои края, нам покажет С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

1914 - год его написания. К этому времени поэт уже 2 года живет в столице и тоскует по родному селу.

Содержание стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

Произведение начинается с обращения поэта. Оно направлено родной Руси. Он изображает ее с хатами, которые облачены образами. Русь бескрайняя, с синим небом, в котором тонут глаза. Автор смотрит на поля, словно «захожий богомолец». Вокруг изгородей шумят тополя.

Во время Спаса пахнет медом и яблоками. На лугах весело водят хоровод и пляшут. Поэт пишет, что он побежит по мятой тропинке между зелеными лугами и услышит девичий смех.

Он говорит, что даже если его позовут в рай, но он должен будет покинуть эти края, то он откажется. Только Родина нужна поэту.

Красочно описывает свои края Есенин («Гой ты, Русь, моя родная»). Анализ, который будет приведен далее, покажет нам с различных сторон это произведение. Мы рассмотрим которые использовал автор для создания своего детища.

Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси.

Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку.

Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин - «Гой ты, Русь, моя родная»! Анализ этого произведения возвращает нас в детство и юность, когда на душе было светло. Это стихотворение - ностальгия по родному краю.

Чтобы передать всю духовность, красоту, тоску, автор использует различные выразительные средства. Какие именно, мы рассмотрим далее и на этом завершим анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин в своей поэзии всегда использовал литературные приемы, которые делали ее неповторимой.

Выразительные средства в произведении

Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, - это олицетворение. Оно выражается обращением поэта к Руси. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит.

Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга - зелеными. Также можно отметить золотой цвет, который представляется читателю, когда он встречает строки об образах, меде, церквях.

Есенин активно применяет метафоры - веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты - захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый.

Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.

Он применяет глаголы, чтобы читатели двигались вместе с ним, его сюжетом. Сначала он осматривает родную землю, потом бежит по тропинке и слышит смех девушек.

Заключение

Как много показал нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин - преданный поклонник, патриот своего родного края. Его Русь - это Константиново, в котором он провел свои счастливые, безмятежные годы. Именно сельские пейзажи, уклад жизни привлекают Есенина. Он тоскует по ним, находясь в Москве.

Чем привлекают его родные края? Духовностью, красотой, простотой. Всем тем, чего он не встретил в столице.

Для выражения своих чувств автор воспользовался различными приемами: олицетворением, метафорой, эпитетом, применил цветопись. Все эти литературные инструменты сумели нарисовать в глазах читателей ту Русь, которую хотел изобразить поэт - с ее хатами, иконами, маленькими изгородями, церквями, бескрайним небом, полями, хороводами. Сущность Родины для поэта в ее духовной красоте, близости с природой.

Родные края вдохновляли Есенина всю его творческую жизнь. Они сподвигли его к поэзии, стихотворения о них помогли ему войти в литературный круг. Конечно же, тематика произведений Есенина не ограничивается одним лишь признанием в любви к Родине и ее описанием. Однако эти мотивы звучат во многих его ранних стихотворениях.