Петр 1 роман характеры персонажей. «Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России

При всем преувеличении роли торговых людей автор не расположен к раскрытию механизма коммерческих успехов. Зато в живописании нового быта, неумело пересаженной на неготовую почву культуры, нелепо сидящей одежды, смеси иностранных (часто искаженных) и русских слов в речи многих персонажей, в весело-ироническом показе «политеса» (Санька Бровкина-Волкова, ее брат Артамон, «девы» Буйносовы и др.) А. Толстой целиком в своей стихии. Он показал и отвращение боярина к кофею», и воинственное непризнание простым русским человеком картофеля. Даже вранье много испытавшего мужика Федьки Умойся Грязью (прозвище, вызывающее в представлении физиономию грязнее грязи) про выделывание им, якобы с пулей в груди, ружейного артикула перед Карлом XII приподнимает его в глазах готовых всему дивиться мужиков, пускающих его на ночлег.

Показано изменение страны и людей, начиная с самого Петра. Будучи «смолоду пуган», он ненавидит старину и охотно пародирует ее на «всешутейших и всепьянейших соборах». Выделяются вехи становления личности: первое посещение немецкой слободы, поездка в Архангельск, к морю (вторую поездку А. Толстой опустил, как и ряд других исторических событий, во имя концентрированности действия, а некоторые значимые для него эпизоды этих событий выделил), и серьезный разговор с Лефортом, первая крупная неудача под Азовом, остепеняющая Петра («...другой человек: зол, упрям, деловит»), и вторая, под Нарвой, последующий опыт, ведущий к удачам и победам.

Речь персонажей и отчасти автора, в основе - современная разговорная, пронизана понятными или тут же разъясняемыми архаизмами и варваризмами, создающими исторический колорит; письменные документы, частично отредактированные, частично стилизованные, архаизированы больше. Вообще в «Петре Первом» А. Толстой достиг вершины своего речевого и изобразительного мастерства. Вот, например, описание танцев русских гостей у курфюрстины ганноверской: «Меншиков повел плечами, повел бровями, соскучился лицом и пошел с носка на пятку... Подоспевшие из сада волонтеры разобрали дам и хватили вприсядку с вывертами, татарскими бешеными взвизгами. Крутились юбки, растрепались парики. Всыпали поту немкам».

В первой и второй книгах романа не идеализирован ни один персонаж. Но писатель на этом уровне не удержался. В 1934-1935 годах пьеса «На дыбе» преобразуется в почти новую - «Петр Первый», где акцент на психологической драме реформатора был ослаблен, хотя угроза гибели его дела оставалась. Почти одновременно начал создаваться сценарий одноименного двухсерийного фильма (с участием режиссера В. Петрова и его помощника Н. Лещенко), талантливо воплощенного на экране в 1937 и 1939 годах, но уже весьма далекого от романа. Были исключены первоначально написанные эпизоды: самосожжение раскольников, «всешутейший собор», измена Екатерины Петру с Виллимом Монсом (в романе, не доведенном до этого времени, аналогичную роль играет измена Анхен Монс с Кенигсеком) и др. Для концентрации действия допущен грубый анахронизм: во время нарвского поражения (1700) у Петра уже взрослый сын, враг его дела (аналогия к «врагам народа»), - историческому царевичу Алексею тогда было десять лет. В третьей редакции пьесы (1938) из десяти картин первоначального варианта осталось три сильно переделанных. Была переработана сцена Полтавской битвы, действие перенесено на поле боя. Исчезли картины народного сопротивления, сцена в крепости со смертью Алексея и т. д. Кончается пьеса, как и фильм, не наводнением, а торжественной речью Петра после победоносного завершения Северной войны и дарования ему сенатом звания отца отечества.

В промежутке между двумя книгами «Петра» Толстой написал роман «Черное золото» (1931) об эмигрантах и европейских политиках, организующих антисоветский заговор и террористическую группу. Основа произведения подлинная (немало портретов тех, кого Толстой встречал до революции и в эмиграции). Писатель говорил, что создает политический роман, новаторский по жанру, какого еще не было в советской литературе. Но персонажи его окарикатурены либо получились черными злодеями (правда, материал давал для этого основания); это роман скорее авантюрный, чем политический. В 1940 г., почти заново переписанный, он вышел под названием «Эмигранты».

Детская повесть 1935 г. «Золотой ключик» - переделка сказки Коллоди (Карло Лоранцини, 1826-1890) «Пиноккио», или «Приключения марионетки». Первые главы, до встречи Буратино с Мальвиной, - вольный пересказ, дальше идет самостоятельный сюжет, без дидактизма первоисточника и превращения деревянной куклы в настоящего примерного мальчика. В сказке Толстого куклы получают собственный театр, а при ее идеологизированной трансформации в пьесу и киносценарий (1938) ключик стал отпирать дверь в «Страну счастья» - СССР.

После упразднения РАПП (1932) общественное положение А. Толстого, ранее незавидное, упрочилось, но наиболее независимые люди, как Ахматова и Пастернак, относились к нему неприязненно. В 1934 г. бывший граф получил пощечину от нищенствующего еврея О. Мандельштама. М. Булгаков высмеял его в образе Фиалкова («Театральный роман»). Правда, во время войны, в эвакуации. Толстой легко сдружился в Ташкенте с Ахматовой и называл ее Аннушкой. Душа любого общества, он буквально распространял вокруг себя «радость жизни».

В 1934 г., по воспоминаниям Л. Когана, Толстой бранил свой «Восемнадцатый год» и говорил об отсутствии отправных точек для дальнейшей работы. В ожидании продолжения («Девятнадцатого года», как в соответствии с «историческим» принципом автор сначала называл свой замысел) на писателя оказало воздействие политическое руководство в лице К. Е. Ворошилова. Он изложил свою (и сталинскую) версию событий 1918 г., которые во второй книге трилогии освещения не получили, и приставил к Толстому для инструктажа работника генерального штаба. Писателя снабдили материалами создававшейся тогда официальной «Истории гражданской войны в СССР», списком участников «царицынской эпопеи», командировали на места боев. Толстой заявил в интервью «Сталинградской правде» (1936), что главными персонажами его нового произведения об обороне Царицына в 1918 г. «являются Ленин. Сталин и Ворошилов. Тогда же в статье «На широкую дорогу» он писал о трудностях «создания образов великих людей» (хотя свой опыт считал «началом, может быть, целого ряда повестей»): требовалось «понять их характер», «понять линию их поведения. Ведь те слова, которые они говорили, не записаны нигде, вы можете дать им (это я делал) слова, которых, конечно, они не говорили. Но когда они будут их читать, они скажут с уверенностью, что они их говорили».

Власть имущих вполне устраивало признание подлинными не только не произнесенных ими слов, но и не совершенных (либо совсем иначе совершенных) дел. Царицынская «эпопея» в повести «Хлеб (Оборона Царицына)» (1937) подавалась как едва ли не главное событие гражданской войны, Ворошилов и особенно Сталин представали спасителями всей Советской России от голода. Ленин, прежде чем послать Сталина в Царицын (будущий Сталинград), советовался с ним и принимал его предложение. Красногвардеец Иван Гора, чиня голодному вождю телефон (больше починить некому), попутно делится с ним хлебом из своего пайка. Обаятельный Ворошилов умело работал с людьми и не менее умело рубил шашкой. Командир отряда Думенко (создатель первого конного корпуса, репрессированный в 1920 г.) представал перед читателем в халате, босой и пьяный, зато его помощник Буденный оказывался во всех смыслах ладным и подтянутым. «Вождь левых коммунистов», т. е. Бухарин, фигурировал без фамилии и был явно окарикатурен. В конце повести Сталин и Ворошилов шли под прицельным артиллерийским обстрелом, «не ускоряя шага», а Сталин еще и останавливался раскурить трубку. При виде коршуна он размышляет о создании «воздушного флота»: «...люди могут летать лучше, если освободить их силы...»

«Петр» - первый в нашей литературе настоящий исторический роман, «книга надолго»,- писал Алексею Толстому М. Горький. Такой «великолепной вещью» и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом. Передавая сложность и драматическое величие развернувшихся событий, Толстой стремится объединить их в целостное сюжетное единство. Писатель населяет роман огромным количеством персонажей. Через взаимоотношения героев автор пытается исследовать дух эпохи, понять расстановку ее движущих сил, те события, которые сформировали и развили личность Петра.

Все усилия писателя направлены на то, чтобы полно и многогранно раскрыть образ Петра, показать уникальность этой фигуры не только для России, но и для всех времен и народов. Но как бы ни был талантлив и энергичен царь, ему ничего бы не удалось сделать, не сплоти он вокруг себя верных и деятельных людей. Впоследствии Пушкин образно и точно назовет их «птенцами гнезда Петрова».

Кто же были они? Жадные до жизни и работы, под стать царю Петру, с его неуемной энергией, силой, волей и желанием быть полезными России.

Первым другом, наставником, много сделавшим для духовного роста Петра, был Франц Лефорт. Он вводил несмышленого еще юношу в курс европейской политики, объяснял, почему, сидя на богатствах, россияне бедствуют. После его ранней смерти Петр ощутил, что понес невосполнимую утрату. В тот вечер он признался, что Меньшиков единственный до конца верный человек, правая его рука, «хотя и вороватая».

Выбравшись наверх из городской бедноты, Александр Данилович Меньшиков так и не смог отказаться от некоторых привычек, въевшихся намертво в его душу.

Меньшиков предан Петру до самозабвения, он готов по мановению руки «мин херца» идти на любое дело, не задумываясь скачет в самое пекло сражения, загораживая собой своего кумира, дарит ему любимую женщину - пленницу Катерину, но вот от вороватой своей натуры отказаться не в силах, за что частенько бывает бит быстрым на расправу Петром.

Так же преданы царю и поднявшиеся из небытия Бровкины. Иван Артемьич старается снабжать войска Петра лучшими продуктами, флот - пенькой и парусиной. Он отдает царю и самое дорогое - своих сыновей. Бровкины из тех, кто не копит богатство по сундукам, а учатся языкам, наукам, европейскому политесу. Петр выше всего ценит в людях знания и преданность делу, поэтому он поручает Алексею Бровкину совершить поход в северные земли, набрать годных для строительства Санкт-Петербурга и в войска людей.

Артамон Бровкин, несмотря на юный возраст, служит в посольском приказе, так как знает языки, разбирается в европейской политике. Гаврила Бровкин послан царем в Москву в помощь сестре Наталье Алексеевне организовать первый театр. Есть среди соратников Петра и родовитые бояре, на которых царь может опереться в трудный момент. Это в первую очередь князь-кесарь Ромодановский, оставленный наместником в Москве. Как цепной пес, бережет он царское добро, в самые трудные для царя периоды является его поддержкой и опорой, открывает Петру секретные подвалы, чтобы снарядить войска в азовский поход. Шереметьев, Репнин, Макаров - их много, кто вместе с Петром ковали победу под Азовом и Нарвой, потом наголову разбили шведов под Полтавой.

Не будь у Петра такого количества последователей, верных и самоотверженных соратников, он бы ничего не смог сделать, но в том-то и состоял феномен этого человека, что он мог объединить вокруг себя лучшие силы, повести за собой, где только личным примером, а где, если требовалось, с помощью плетки и кулаков загонял нерадивых помощников на работу. Петр понимал, что, действуя только добром, по-хорошему, он ничего не добьется. Слишком закостенело русское общество в бездействии, поэтому все средства были хороши, чтобы заставить служить Отечеству рьяно и добросовестно.

А. Толстой добился в мировой литературе выдающегося уменья изображать характеры в их органическом единстве с социальной и физической средой. Ромен Роллан отмечал, что особенно его поражало в искусстве Толстого то, как писатель «лепит персонажи в окружающей их обстановке».

Яркие, запоминающиеся, исторически обусловленные, герои А. Толстого по сей день поражают читателей своей индивидуальностью, правдивостью, простотой и безыскусностью. Это произведение вызывает неизменный интерес как русского, так и зарубежного читателя, так как объясняет феномен национального русского характера.

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр I".

Роман Толстого - это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, е*го реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.

Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.

Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личностти в эпохе. Как и Лев Толстой в романе "Война и мир", автор "Петра Г" считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.

Роман Толстого многоглланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга - это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга - это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов - между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.

Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев.

Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути.

В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.

Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности. Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.

Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.

Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался русский характер". Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
  • Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

    Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

    С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

    Чему учит?

    Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

    Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

    Критика

    Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

    И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

    В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

    Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

    В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

    Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

    Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Даже при написании рецензии на столь монументальное произведение, я испытываю священный ужас, и вряд ли могу хотя бы предположить с каким трепетом Алексей Николаевич садился за работу над своим шедевром. Это титанический труд, повествующий о титане, не иначе. Петра Первого можно ругать, можно хвалить, он слишком многогранен и колоритен, чтоб вызывать к себе однозначное отношение своих и даже наших современников, но отрицать величие и значимость его фигуры для дальнейшей судьбы и развития не только России, но и, не побоюсь этого слова, мира, никак нельзя. Я не сильна в истории и не хочу говорить и, непрестанно лукавя и мудрствуя, гадать о достоверности и соответствии описанных в книге событий историческим реалиям, пусть и говорят, что текст романа достаточно близок действительности. Я говорю лишь о книге, целиком и полностью полагаясь на образ Петра, нарисованный Толстым, образ, который прочно обосновался в моей голове. Другого Петра я не знаю, пусть таким и останется он в моей памяти.
Роман начинается с зарисовок крестьянского быта, с голодных глаз крестьянских детей. С первых страниц автор стремится показать всю тяжесть бремени, обрушившегося на простой народ в то неспокойное время. И непомерные налоги, и тотальную бедность, и жалкие условия, в которых вынуждены жить люди. Так на протяжении всей эпопеи мелкими штрихами, исподволь, отвлекаясь на жизнь второстепенных героев, и будет Толстой рассказывать эту историю простого русского человека, историю целой эпохи на примере нескольких отдельно взятых жизней. И среди них появятся у читателя любимчики, и будут там и взлеты и падения, и милости и горести, и за их судьбами будет он следить с замиранием сердца.
В то время как люд страдает и не знает, куда укрыться от своего горюшка, бояре грызутся над могилой умершего царя Федора Алексеевича. Нарышкины и Милославские строят козни друг другу в погоне за властью над великим государством, стрельцы бунтуют. Тут-то впервые и знакомимся мы с ним, как с малолетним царевичем Петром Алексеевичем, сыном Петенькой, братцем Петрушей, любознательным и сообразительным мальчиком с пылким норовом и твердостью во взгляде. С самого детства его интерес к диковинкам и новшествам с легкой подачи автора непреложной истиной встает перед читателем. И опять же, будто невзначай это происходит, легко и славно, в одну сцену. Оборванный бездомный мальчишка, к слову сказать - Александр Меньшиков - в будущем правая рука царя и друг сердешный, показывает маленькому Петруше, как протащить иглу с ниткой через щеку. Царь моментально эту науку постигает, и в восторге бежит учить тому же бояр. Есть в этом эпизоде и еще один ключик - в дальнейшем немало своих дивных "опытов" поставит Петр над боярами, а это было лишь невинное начало.
Давшие о себе знать еще в детстве качества молодого царя со временем только обострились. Бестолковые игры и забавы постепенно оформились в интересы военного толка, изучение иностранных языков, уклада жизни и достижений европейцев, немало всему этому способствовали и визиты на Кукуй, сопровождавшиеся общением и дружбой с Лефортом и другими немцами. В то время мы узнаем Петра, как мужа, любовника, балагура, потешника и самодура, требовательного к себе и другим государя, кораблестроителя, новатора и реформатора, отца и воителя. Но в любых ситуациях Толстой представляет Петра не всемогущим Богом, а, прежде всего, человеком, не чуждым человеческих эмоций, страхов, переживаний и слабостей. Царь с простыми мужиками мог плотничать на верфи и тоном, не терпящим пререканий отдавать приказы величайшей государственной важности, мог прикрикнуть, притопнуть, а кого-то и прихлопнуть, невзирая на чин и пост, а мог щедро дарить свои милости и звания, мог пьянствовать и озорничать, в своих проделках доходя до открытого унижения бояр, мог вздрагивать при залпах орудий и самозабвенно любить - и свое Отечество, и женщину.
Женские образы в романе - это отдельная тема для разговора. Мужские персонажи выписаны Толстым потрясающе - смешливый Меньшиков, чуткий и отзывчивый Бровкин-младший, хитрый и деловитый Бровкин-старший, ласковый и умный Лефорт, властный и жесткий Ромодановский, доблестные командиры русской армии и многие другие. Оно и понятно, и логично. Так ведь и женщины-то в "Петре Первом" не уступают в великолепии мужчинам. Образы разные, но яркие и сильные каждый по-своему, запоминающиеся, близкие, можно сказать, родные. Софья, отчаянно бьющаяся за престол в надежде избежать заточения в монастыре, злая, влюбленная; царевна Наталья - кроткая, неопытная, глуповатая, старающаяся подавить в себе нежданно вспыхнувшую любовь, отвергнутая; Анна Монс, желающая простого и понятного женского счастья, невозможного для фаворитки царя; Санька - крестьянская дочка, в одночасье очутившаяся в высшем обществе, с головой ушедшая в политес и светские развлечения. И ведь не каждая писательница сможет такое осилить, а тут - мужчина, и до чего ж блестяще. Невозможно русскому человеку таких барышень не понять, не полюбить.
Нельзя не сказать и о сочности языка Алексея Николаевича. Ведь глаз радуется! Сейчас только в русской классике такое и встретишь, ради одного языка уже можно и нужно читать. Устаревшие слова и выражения, некоторые, и вовсе давным-давно вышедшие из употребления, витиеватые фразы героев дают лишний толчок для погружения, обеспечивая эффект присутствия. Мысленно начинаешь говорить с персонажами на их языке, мысли плавно перетекают во вслух произнесенные слова, собеседники смотрят с недоумением, а современная речь еще долго режет ухо своей грубой немелодичностью.
Многое еще хотелось бы сказать и рассказать, но есть нетленные строки, характеризующие то время лучше меня и вполне соответствующие тому, что описывает Толстой в "Петре Первом", которые хоть и коротки, но глубоки и точны:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

P.S. Извиняюсь за объем, но иначе не выходило.
Прочитано в рамках . За рекомендацию спасибо Степной волчице.

Он Балтику смерил стальным глазомером (с)

5

Чтобы описать такую глыбу как Петр I, необходим не только талант, но и определенная доля писательского авантюризма. Фигура Петра настолько противоречива, масштабна и значительна, но в тоже время так благодатна для литературы, что взявшись за нее, автор обречен либо на полный успех, либо на абсолютный провал. Так было с Пушкиным, и его глубокое исследование петровской эпохи породило роман «Арап Петра Великого» , поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Тоже произошло и с Толстым, чей безусловный дар прозаика позволил ему создать колоритное и выпуклое описание жизни первого русского императора, один из ярчайших образцов советского исторического романа. Но если «Пушкин – наше все» и Полтаву в школе учат наизусть, то судьба толстовского романа несколько скромнее, и после официального признания, популярность произведения, отмеченного Государственной Сталинской премией (1941), пошла на убыль. Сегодня А.Н. Толстого помнят больше по «Золотому ключику» , да провинциальный интеллигент вспомнит, пожалуй, «Аэлиту» или «Гиперболоид инженера Гарина». Признаться честно, мне в руки «Петр I» попал случайно (спасибо генеральной уборке в книжных шкафах), но с первых глав прочно обосновался в моем библиофильском сердце.
Единственное, что смутило – это финал. Но покопавшись в биографии Толстого и выяснив, что завершить роман ему помешала смерть, я и решила, что нельзя было и придумать лучшего окончания:

- Не будет тебе чести от меня, - негромко проговорил Петр. - Глупец! Старый волк! Упрямец хищный... - И метнул взор на полковника Рена. - Отведи его в тюрьму, пешим, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих...

Эта последняя фраза романа, произнесенная Петром, вполне может быть отнесена и к нему самому. Не только военные и дипломатические успехи, экономический рост и прочие блага характеризуют петровскую эпоху, но и тяжелейшее положение простого народа, за счет которого эти успехи достигались. Что более ценно – государство или отдельная личность, каждый решает для себя, но за победным шлейфом важно разглядеть и «печальное дело рук своих».

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
М. Цветаева

Система образов в романе «Петр Первый»

«Петр» - первый в нашей литературе настоящий исторический роман, « надолго»,- писал Алексею Толстому М. Горький. Такой «великолепной вещью» и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом. Передавая сложность и драматическое величие развернувшихся событий, Толстой стремится объединить их в целостное сюжетное единство. Писатель населяет роман огромным количеством персонажей. Через взаимоотношения героев автор пытается исследовать дух эпохи, понять расстановку ее движущих сил, те события, которые сформировали и развили личность Петра.

Все усилия писателя направлены на то, чтобы полно и многогранно раскрыть образ Петра, показать уникальность этой фигуры не только для России, но и для всех времен и народов. Но как бы ни был талантлив и энергичен царь, ему ничего бы не удалось сделать, не сплоти он вокруг себя верных и деятельных людей. Впоследствии Пушкин образно и точно назовет их «птенцами гнезда Петрова».

Кто же были они? Жадные до жизни и работы, под стать царю Петру, с его неуемной энергией, силой, волей и желанием быть полезными России.

Первым другом, наставником, много сделавшим для духовного роста Петра, был Франц Лефорт. Он вводил несмышленого еще юношу в курс европейской политики, объяснял, почему, сидя на богатствах, россияне бедствуют. После его ранней смерти Петр ощутил, что понес невосполнимую утрату. В тот вечер он признался, что Меньшиков единственный до конца верный человек, правая его рука, «хотя и вороватая».

Выбравшись наверх из городской бедноты, Александр Данилович Меньшиков так и не смог отказаться от некоторых привычек, въевшихся намертво в его душу.

Меньшиков предан Петру до самозабвения, он готов по мановению руки «мин херца» идти на любое дело, не задумываясь скачет в самое пекло сражения, загораживая собой своего кумира, дарит ему любимую женщину - пленницу Катерину, но вот от вороватой своей натуры отказаться не в силах, за что частенько бывает бит быстрым на расправу Петром.

Так же преданы царю и поднявшиеся из небытия Бровкины. Иван Артемьич старается снабжать войска Петра лучшими продуктами, флот - пенькой и парусиной. Он отдает царю и самое дорогое - своих сыновей. Бровкины из тех, кто не копит богатство по сундукам, а учатся языкам, наукам, европейскому политесу. Петр выше всего ценит в людях знания и преданность делу, поэтому он поручает Алексею Бровкину совершить поход в северные земли, набрать годных для строительства Санкт-Петербурга и в войска людей.

Артамон Бровкин, несмотря на юный возраст, служит в посольском приказе, так как знает языки, разбирается в европейской политике. Гаврила Бровкин послан царем в Москву в помощь сестре Наталье Алексеевне организовать первый театр. Есть среди соратников Петра и родовитые бояре, на которых царь может опереться в трудный . Это в первую очередь князь-кесарь Ромодановский, оставленный наместником в Москве. Как цепной пес, бережет он царское добро, в самые трудные для царя периоды является его поддержкой и опорой, открывает Петру секретные подвалы, чтобы снарядить войска в азовский поход. Шереметьев, Репнин, Макаров - их много, кто вместе с Петром ковали победу под Азовом и Нарвой, потом наголову разбили шведов под Полтавой.

Не будь у Петра такого количества последователей, верных и самоотверженных соратников, он бы ничего не смог сделать, но в том-то и состоял феномен этого человека, что он мог объединить вокруг себя лучшие силы, повести за собой, где только личным примером, а где, если требовалось, с помощью плетки и кулаков загонял нерадивых помощников на работу. Петр понимал, что, действуя только добром, по-хорошему, он ничего не добьется. Слишком закостенело русское общество в бездействии, поэтому все средства были хороши, чтобы заставить служить Отечеству рьяно и добросовестно.

А. Толстой добился в мировой литературе выдающегося уменья изображать характеры в их органическом единстве с социальной и физической средой. Ромен Роллан отмечал, что особенно его поражало в искусстве Толстого то, как писатель «лепит персонажи в окружающей их обстановке».

Яркие, запоминающиеся, исторически обусловленные, герои А. Толстого по сей день поражают читателей своей индивидуальностью, правдивостью, простотой и безыскусностью. Это произведение вызывает неизменный интерес как русского, так и зарубежного читателя, так как объясняет феномен национального русского характера.

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр I".

Роман Толстого - это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, е*го реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.

Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.

Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личностти в эпохе. Как и Лев Толстой в романе "Война и мир", автор "Петра Г" считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.

Роман Толстого многоглланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга - это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга - это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов - между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.

Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев.

Так, царевна любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути.

В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.

Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности. Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.

Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.

Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался русский характер". Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.