В чем заключается смысл теории раскольникова кратко. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф

Разделы: Литература

Цель: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова; раскрыть суть теории Раскольникова; дать ей оценку

I. Вступление преподавателя.

Прочитав роман, мы приходим к выводу о том, что Раскольников стал жертвой собственной идеи. Что это за идея? Как она возникла? Какие причины привели Раскольникова к созданию негуманной теории? Как вы оцениваете эту теорию? Какую оценку дает ей Достоевский?

На эти вопросы предстоит найти ответ на занятии.

II. Беседа

Какую причину можно назвать основной в создании Раскольниковым теории, приведшей его к преступлению?

Та, которая рождена социальной средой, и в первую очередь нищетой.

Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты?

Она унижает достоинство человека, уязвляет его самолюбие; подавляет человека, рождает в нём комплекс неполноценности; он постоянно в плену проблем, из которых не видит выхода; он мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми, пытаясь объяснить причины своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав неправильные выводы, человек неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия.

Подтвердите это примерами из романа. (Учащиеся пересказывают содержание отдельных эпизодов романа, излагают и комментируют историю семьи Мармеладовых).

Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить

семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление.

Но не каждый человек и не обязательно совершает преступление. Пример тому - приятель Раскольникова Разумихин. Что, помимо нужды, может подтолкнуть человека к преступлению? - Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека.

III. Работа с текстом романа.

(Комментированное чтение; составление социального и психологического портрета Раскольникова; поиск цитат, пересказ и анализ эпизодов, раскрывающих суть теории; конспектирование; составление опорного конспекта- схемы, работа с лингвистическим словарем).

Каково социальное положение главного героя?

Главная черта социального портрета Раскольникова - крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального чиновника, имеет мать, живущую на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру, которая поступила гувернанткой в дом состоятельного помещика Свидригайлова, чтобы помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало, и Раскольников пытался содержать себя сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли. Не хватало на самое необходимое, поэтому он сильно пообносился, потерял приличный вид и как следствие, работу. Изо дня в день тянулось это неблагополучие. Поэтому превратился когда-то благородный человек в "лохмотника".

Означает ли это, что Раскольников оказался в безвыходном положении? И безвыходно ли оно? Он, хоть и изможден и физически ослаблен постоянным недоеданием, мог бы зарабатывать интеллектуальным трудом, например, переводами, как Разумихин, или переписыванием бумаг. Почему бездействует? Самолюбив мешает, или есть иные причины?

(Обсуждаем вопрос: унизительно ли, стыдно ли человеку выполнять "черную" работу? Вспоминаем конкретные исторические примеры, в частности, факты биографии Некрасова).

Каковы черты личности Раскольникова?

Разумихин характеризует его как доброго человека; ему раскрывает трагедию своей жизни Мармеладов; дети не сторонятся его; он бескорыстно, в ущерб себе, по первому душевному порыву помогает беднякам Мармеладовым, девочке на бульваре, своему университетскому товарищу, его больному отцу; спасает на пожаре детей; разрушает свадьбу своей сестры с негодяем Лужиным; уважительно относится к Соне; его теория тоже создана из сострадания к обездоленным людям.

В нем словно два человека, противоположных друг другу; недаром он носит говорящую фамилию - Раскольников. Доброта, сострадание к обездоленным, способность бескорыстно помочь, обостренное чувство справедливости и индивидуализм, надменность, сознание превосходства над людьми, болезненное страдание из-за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение.

(По толковому словарю русского языка учащиеся находят значение слов "личность", " индивидуализм", "эгоизм", делают записи в тетрадях ).

Что происходит с Раскольниковым под влиянием нищеты?

Не только собственная нищета, но и всеобщая нужда и страдания бедняков заставляет Раскольникова задуматься над устройством мира, он наблюдает окружающую жизнь людей, сочувствуя всем страдающим от жестокой действительности.

Размышляя о причинах несправедливого устройства общества, он мучительно ищет ответ на вопрос, способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться?

Оценивая происходящее, он делает вывод о необходимости переделать мир. Но кто способен на это? Мучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но есть - их немного - особые люди, "владыки мира", "право имеющие", способные творить законы и преобразовать жизнь, построить её по своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А сопротивляющихся и мешающих - уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась его теория, суть которой в предоставлении права избранным людям творить историю, оправдывая жертвы именем прогресса. Идея о сильной личности побудила Раскольникова отнести себя к необыкновенным и проверить это, совершив убийство, которое привело его к личной трагедии, к разладу со всем миром и жизнью.

IV. Составление опорного конспекта- схемы теории Раскольникова

Раскольников разделил всех людей на два разряда:

I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность - материал - "твари дрожащие" - законопослушные - "господа настоящего" - их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир.

II разряд: высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди - "право имеющие" - создающие законы - "господа будущего" - их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе "кровь по совести") и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства.

Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам: достижения.

V. Дискуссия на тему "Есть ли необыкновенные люди? От кого зависит исторический прогресс?"

VI. Самостоятельная письменная работа

  1. Дайте свою оценку теории Раскольникова.
  2. Напишите, нашла ли теория Раскольникова реальное отражение в истории человечества в ХIХ, ХХ, ХХI веках? Какие последствия для жизни на земле имело это воплощение? Какую угрозу для человечества представляет оно в наше время?
  3. Установите сходство и различие между теорией Раскольникова и нигилизмом Базарова.
10.05.2017 19:14

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление – убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой – он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.
Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:
«Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»
«Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».
«...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее - несчастна будешь, а перешагнешь, - может, еще несчастнее станешь...»
Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕОРИИ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Главным героем романа является Родион Раскольников - недоучившийся студент, который прозябает («его допекали нищета») в Петербурге на верхнем этаже в комнатке, которая напоминает то шкаф, то гроб, то собачью будку: «Каморка его находилась под самой крышей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на жилье. Хозяйка, у которой он нанимал эту каморку, жила на этаж ниже, и каждый раз, уходя из дому, он должен был проходить мимо хазяйчину кухню, с почти всегда распахнутой настежь дверью... И каждый раз, когда он проходил мимо, его охватывало какое-то болезненное и робкое чувство, которого он стыдился и от которого болезненно морщился. Он очень задолжал хозяйке и боялся с ней встречаться».

Читатель сразу замечает разительный контраст между красивой внешностью Родиона и его жалкой одеждой («Он был так плохо одет, что другая, даже привычная ко всему, человек постеснялся бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»).

Кажется, он постоянно оправдывает свою фамилию, до такой степени «расколота» его душа. По сути, это добрый человек: он отдает последние деньги семье Мармеладных, заступается за незнакомую девушку, спасая ее от посягательств похотливого мужа, впоследствии, уже в процессе следствия выясняется, что, рискуя жизнью, он спас детей из горящего дома. Как же случилось, что такой человек

смогла опустить топор на головы беззащитных женщин? Ведь он осознавал всю чудовищность, всю отвратительность своего поступка: «О Боже! какая все это гадость! И неужели, неужели я... нет, это чушь, это бред! - добавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На грязь способно, однако, мое сердце! Главное: гряВНО, гадко, гадко, гадко!.. И я, целый месяц... (Достоевский подчеркивает острую внутреннюю борьбу, которая шла в душе Родиона. - Лет.). Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство безмерного отвращения, которое начинало угнетать его сердце еще тогда, когда он только шел к старухе, достигло теперь такой силы и такой выразительности, что он не знал, куда деваться от своей тоски».

Теория Раскольникова, ее антигуманный смысл

Суть своей теории Родион Раскольников раскрывает в разговоре со следователем Порфирием Петровичем, когда объясняет «идею», изложенную им в статье, опубликованной ранее. По его мнению, человечество делится на две неодинаковые части: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Низший разряд («дрожащие твари») - это общая масса, назначение которой быть законопослушными гражданами, неким «строительным материалом» истории. Высший разряд («те, кто право имеет») призван возглавлять и направлять человеческий общем, неспособный самостоятельно изменить свою жизнь. Такие люди разрушают настоящее во имя будущего, противостоят консервативной массе, устоявшемуся образу жизни, старым традициям и законам. Раскольников пришел к выводу, что они находятся вне добра и зла (впоследствии название «По ту сторону добра и зла» выбрал для своей работы Ф. Ницше). Человеческие этические нормы их не касаются, поэтому, по мнению Раскольникова, «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через некоторые препятствия, и единственно в том только случае, когда исполнение ее намерения (иногда, может, спасительного для всего человечества) того потребует». Здесь страшное слово «убийство» («кровь», «смерть») хитро заменено на «гладкую» и недратівливу формулу «некоторые препятствия», но сути дела это не меняет.

С. Косенков. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Середина XX вв.

Заметим, что подобная «словесная эквилибристика» применена далее также относительно «успокаивающе-научного» слова «процент». Вот так и развенчивается позорная сущность всех зверских «теорий», скрытых за удобными словечками и формулами вроде «перешагнуть... через некоторые препятствия» вместо прямого - «убить человека» или «определенный процент людей должен идти» вместо «кто-то должен погибнуть». И делает это именно тот, чей ум тоже отравлен подобной теорией, - Раскольников. Вот как он сочувствует горю пьяненой девушки, которую только что спас от посягательств похотливого незнакомца: «Бедная девочка! Придет к памяти, поплачет, потом мать узнает... Сначала пощечин предоставляет, а затем висіче, больно и с позором, может и прогонит... А не прогонит, все равно пронюхают Дарьи Францівни, и начнет шастать моя девочка туда и сюда. А там вскоре больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и втайне от них погулюють), ну а дальше... а дальше опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три калека, а всего и прожила девятнадцать или восемнадцать лет от силы...» Но вдруг Родион забывает о сострадании и мгновенно становится циником: «Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и должно быть. Какой-то процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, видимо, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! А чудные, действительно, у них эти словечки они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, следовательно, и беспокоиться нечего. Вот когда бы какое-то другое слово, ну тогда... было бы, может, не так спокойно... А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!Когда не в тот, то в другой?..» Следовательно, любая нечеловеческая «теория», примененная к родному человеку (в данном случае - к сестры Дуни), перестает быть привлекательной, обнажает свою звериную суть. Возвращаясь непосредственно к теории Раскольникова, заметим, что в романе прослеживается резко отрицательное отношение автора не только к факту преступления, но и к его теории как философского построения. Прикрытая красивыми фразами о необходимости обновления жизни общества (а оновлювачами, за Раскольниковим, есть «те, кто право имеет»), эта теория является зверской и антигуманной по самой своей сути. Так, в момент душевного напряжения больной и раздраженный разговором с Соней Мармеладовою Родион прорывается об истинных мотивах возникновения его теории: «Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими тварями и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!» Возможно, кто-то скажет, что эту мысль выразила больной человек и она сделала это назло, но все равно - сказанное слово имеет какую-то непостижимую свойство сбываться.

В. Вильнер. Иллюстрации к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1960-е годы

Теория Раскольникова имеет философские, социальные и психологические корни. Начнем с того, что ее основу составляют «незавершенные идеи», которые «висели в воздухе» где-то в середине XIX в., во времена создания романа. В эпилоге автор сравнивает их со страшными вирусами-трихінами, что ведут человечество к самоуничтожению. Больному Раскольникову «привиджувалося, что весь мир обречен в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной язве-моровой язвы. Люди делались одержимыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали более непреклонными своих приговоров, сво"іх научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сходили с ума». Так, мысль об убийстве старухи-процентщицы ради общего благополучия, подслушанный в трактирній разговоре студента с офицером (а студенты и офицеры - это интеллектуальная часть общества), прекрасно иллюстрирует теоретические рассуждения Родиона и побуждает к действию. Конкретным примером «необыкновенного человека» Раскольников считает Наполеона, равнодушного к судьбам и жизням других в стремлении осчастливить Европу свободой. Вывод нашего героя перекликается с принципом «цель оправдывает средства», который приписывается то итальянскому политику XVI ст. Макиавелли, то иезуитам.

Роман Достоевского написан в 1866 p ., поэтому теорию Раскольникова нельзя отождествлять с идеей «сверхчеловека» Ницше, сформулированной позже. Однако они имеют общую философскую основу и возникли на общей Почве - в умонастроениях середины XIX в. В то время в Европе и России была известна философия индивидуализма А. Шопенгауэра Созвучно с философией рационализма (розсудкового, вне - морального видения реальности), она породила аморальную «арифметику»: что больше весит - плевое злой бабка или тысячи добрых дел и благо миллионов людей? Нечто подобное мы уже видели в романе Стендаля «Красное и черное», когда Жюльен Сорель буквально повторяет упомянутую фразу Макиавелли: «Цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем». Следовательно, такие мысли существовали тогда не только в России, но и во Франции, да и во всей Европе. Однако Достоевский считал это недопустимым, потому что ответ на них один, христианское «Не убий!»

Ad Fontes

Наполеону нужно было не завоевание, а собственно война как средство возбуждения, как опьянение. Кровообращение у Наполеона был неправильным и крайне замедленным. Только в бою он чувствовал себя хорошо, пульс его начинал биться ровно и с нормальной скоростью.

Федора Достоевского также интересуют социально-бытовые причины возникновения антигуманной философии. Смертоносная идея зарождается в комнате, похожей на гроб (шкаф, каморку, морскую каюту), а не на нормальное человеческое жилище. Вспомните, Раскольников одет так, что другой «посовістився бы выйти» на улицу, за квартиру не платит и частенько голодает. Семья, стремясь «вывести в люди» Родиона, сначала загнала себя в кабалу к Свидригайлова, взяв жалованье вперед, а потом Дуня ради брата блага готова пожертвовать собой и стать женой циничного, мерзкого дельца Лужина.

Ведущим в романе является мотив безысходности человеческого существования в нечеловеческих условиях тогдашнего общества и проблема поиска выхода из него. Говорить о социальные корни теории вседозволенности невозможно лишь на примере судьбы Раскольникова. Сюжетная линия семьи Мармеладных может быть отдельным социальным романом. А судьба Сони Мармеладової - символ страданий всего человечества. Голодные дети, смертельно больная мать, пьянство отца через ощущение этой безысходности - такой семейный портрет есть фактически портретом всей эпохи. Подобные картины поднимают бурю протеста в душе Родиона, который чувствует свою слабость и неспособность помочь даже своим ближайшим родственникам. Отсюда и раздражение относительно предложения Разумихина зарабатывать на жизнь уроками или переводами, и вызов Насти: «За детей медяками платят. Что на копейки сделаешь, - неохотно говорил он дальше, словно отвечая на собственные мысли. - А тебе бы сразу весь капитал? - Он сx удовано взглянул на нее. - Да, весь капитал, - твердо ответил он, помолчав».

М. Шемякин. Эскизы к балету «Преступление и наказание». 1985, 1964 гг.

Для понимания социальных истоков идеи индивидуалистического протеста большое значение имеет образ Петербурга в романе. Достоевский создал типичную картину жизни мещанской бедноты и мелких чиновников. Это и трактиры, где люди ищут забвения от тяжкого существования, напрасно пытаясь утопить все проблемы в водке. Это и грязные улицы, где царит также и моральный грязь. Это злой и насмешливый толпа развлекается чужим горем и чужой бездарной (вспомним сон Раскольникова о том, как Коля забил свою кобылку). Это и ужасающая нищета, постоянная зависимость от ростовщика, такого себе русского Гобсека. Мрачные бедняцкие районы еще ужаснее воспринимаются на фоне роскоши Невского проспекта. Такой Петербург является благодатным и якобы старательно подготовленной почвой для прорастания мыслей, подобных теории Раскольникова, особенно в среде мыслящих людей, тех, кто способен чувствовать не только свое, но и общее горе (см. далее «Петербург Достоевского»).

Обычные люди («дрожащие твари»)

Необычные люди («те, кто право имеет»)

Большая масса

Один из тысячи, а то и один из миллиона

Это люди консервативные, материал для продолжения рода

Разрушители, которые наделены талантом нести человечеству новое слово

Берегут мир и приумножают его численно

Двигают мир вперед и ведут его к цели

Хозяева современного. Презирают, преследуют и казнят необычных людей, а впоследствии, в будущем - склоняются перед ними и устанавливают им памятники

Хозяева будущего

Не имеют права переступать через закон, должны придерживаться установленных правил

Имеют право переступить через закон, в частности через кровь, во имя идеи, что несет спасение человечеству. Устанавливают новые законы, которых должны придерживаться рядовые граждане

Однако это неполная картина истоков теории. «И жизнь, и характер, и мировоззрение героя - все отразилось в его теории» (М. Качурин). Человек с другой психологией не смогла бы выстроить с острого ума и сердечной муки логически стройную и жизненно противоречивую

теорию. Разуміхін тоже индивидуалист, но выход он видит в разумном и честном предпринимательстве, поддержке и помощи отчаявшемуся Раскольникову. Теория возникает как попытка найти выход из сложных жизненных условий и одновременно как месть обществу, кара «властителям жизни», постепенно превращаясь в желание самому стать над людьми. И развенчивается нечеловеческая суть «разрешения крови по совести» как в философско-социальном, так и в морально-психологическом аспектах.

Статья Раскольникова с изложением его «теории» появилась в газете за два месяца до того, как он услышал разговор офицера и студента и у него возник замысел убийства старухи-процентщицы. О выходе статьи, которую Раскольников написал полгода назад, когда бросил университет, он не знал, потому и газета, в редакцию которой Родион обращался, чтобы ее напечатали, уже не казалась. Основные различия между «тварями дрожащими» и «теми, кто право имеет», как их понимал Раскольников, представлены в таблице.