Папа Сикст IV. Сикст IV: биография Родня в кардинальских шляпах делит Италию

Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471.VIII.9 - 1484.VIII.12

Сикст IV, Папа Римский
Sixtus Quartus
Мирское имя: Франческо делла Ровере
Происхождение: Альбисола (Лигурия, Италия)
Годы жизни: 21 июля 1414 - 12 августа 1484
Годы понтификата: 9 августа 1471 - 12 августа 1484
Отец: Леонардо делла Ровере
Мать: Лючина Муньлиона

Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Франческо делла Ровере родился в небогатой семье и отроком был отдан в францисканский монастырь. Он с большим успехом изучал философию и богословие в Павии, читал лекции в университетах Падуи, Болоньи, Павии, Сиены и Флоренции. Одним из его учеников был известный впоследствии кардинал Бессарион. В 1464 г. Франческо стал генералом ордена францисканцев. В 1467 г. Павел II сделал его кардиналом, а в 1471 г. Франческо был избран папой под именем Сикста IV.
Первым делом папа послал легатов во Францию, Германию, Испанию, Венгрию и Польшу, чтобы попытаться вновь разжечь религиозный пыл и организовать поход против османов. Однако все, что крестоносцам удалось добиться, это взять в плен 25 турков, которых во время триумфа прогнали по улицам Рима. После этого Сикст всецело сосредоточился на внутриитальянских делах. Его целью была реорганизация папства по образу светской монархии. Он произвел в кардиналы пятерых своих родственников, а еще десятерых назначил на высокие церковные посты. В 1478 г. один из родственников, кардинал Рафаэль Риарио организовал "заговор Пацци", чтобы свергнуть во Флоренции власть Медичи. Сикст, судя по всему, знал о готовящемся заговоре, но ничего не сделал для его предупреждения. Тем не менее, после успеха заговорщиков он наложил на Флоренцию интердикт и подтолкнул Венецию к войне с ней, надеясь заполучить герцогство Феррару для другого родственника, Джироламо Риарио. Двухлетняя междоусобица завершилась тем, что итальянские князья вынудили папу заключить мир.
В 1482 г. Сикст IV опубликовал нормы, определяющие границы деятельности инквизиции в Испании, подчиняя ее управлению великого инквизитора. Папа энергично боролся с еретиками-вальденсами и аннулировал реформистские постановления Констанцского собора. Большое внимание Сикст уделял развитию искусства. Его именем названа капелла, построенная при папских покоях в Ватикане (Сикстинская капелла) и мостик через Тибр. В 1476 г. Сикст IV ввел праздник Непорочного зачатия (8 декабря). Несмотря на это, в целом, его понтификат оценивается историками достаточно критически.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

«Гений чистой красоты» - так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его земной женщине - Анне Керн. Рафаэль тоже писал мадонну с реального человека, вероятно, с собственной любовницы

1. Мадонна . Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. - Прим. «Вокруг света» )».

2. Младенец Христос . По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3. Сикст II . О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго - с 257 по 258 год - и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Руки Сикста . Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев - еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7. Облака . Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8. Ангелы . Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине - Анне Керн. Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал мадонну с реального персонажа - собственной любовницы.

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца - городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста - покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком - приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM.RU, DIOMEDIA

Страница 1 из 2

СИКСТ IV (Франческо делла Ровере) – папа Римский с 9 августа 1471 г. по 12 августа 1484 г. Сикст IV – первый папа, носящий имя Sixtus. Сикст I, Сикст II и Сикст III официально носят имя Xystus. В русской литературе можно встретить оба имени – Сикст и Ксист. Папа Сикст IV – дядя папы Юлия II (1503–1513 гг.). Именно папа Сикст IV постановил проводить конклав в Сикстинской капелле Апостольского дворца. Франческо делла Ровере родился 21 июля 1414 г. в Савоне, близ Генуи, в знатной, но обедневшей лигурийской семье, был сыном Леонардо делла Ровере и Лучины Монлеони. В юности вступил во францисканский Орден, который направил его для изучения юриспруденции в Падую и Болонью. Со временем капитул избрал его провинциалом – управляющим делами францисканской провинции в Лигурии, в 1464 г. – генералом Ордена, а в 1467 г. Франческо делла Ровере папой Павлом II (1464–1471 гг.) был назначен кардиналом с титульной церковью Сан-Пьетро-ин-Винколи. Был автором нескольких трактатов по церковному праву. Тиару получил в результате шагов, не лишённых характера подкупа. После своего избрания папой Франческо делла Ровере принял имя Сикст, не использовавшееся с V в. Овладев папской кафедрой при поддержке могущественного кардинала Борджиа, он довёл «турецкий шантаж» до огромных размеров и, существенно пополнив свою казну, соперничал в богатстве со знаменитым флорентийским банкирским домом Медичи. Одним из первых его действий было объявление нового Крестового похода против турок-османов, однако после завоевания Смирны флот был распущен. Сикст IV предпринял также некоторые бесплодные попытки к объединению с греческой церковью. Став папой, Франческо дела Ровере неустанно радел об интересах собственной семьи. Ради укрепления собственной власти он широко использовал непотизм – раздачу доходных должностей и земель родственникам. Его понтификат стал периодом непотизма и обмирщения Римской курии, конфликтов с итальянскими государствами и хаосом в самом Церковном государстве. Папа возвёл в кардинальское достоинство пять своих непотов, а десять других назначил на высокие церковные должности. Его племянник епископ Тревизо Пьетро Риарио (1445–1474 гг.), будучи монахом, получил кардинальскую должность, стал одним из самых богатых людей в Риме и фактически вёл внешнюю политику папы Сикста IV. Однако свои богатства он проматывал с куртизанкой Терезой, в алькове которой побывали все члены священной коллегии. Заразившись от неё дурной болезнью, Пьетро, за два года превратившись в развалину, умер в мучениях. Его роль перешла к бакалейщику Джулиано делла Ровере (будущий папа Юлий II), который, получив во владение ряд городов, стал одним из богатейших людей Италии. Идеалом делла Ровере было создание из папства светской монархии (по образцу других княжеств Италии), управляемой кардиналами, связанными с папой родственными узами. Папа стал продвигать своих родственников и по светской карьерной лестнице: помог своему племяннику Джованни стать синьором Сенигаллии, организовал его брак с дочерью герцога Урбино Федериго да Монтефельтро (1422–1482 гг.); от этого союза пошла линия герцогов Урбино-делла Ровере. Сикст IV покровительствовал сыну своей племянницы, кардиналу Раффаэле Риарио, который был лидером неудачного «Заговора Пацци» 1478 г. (заговор флорентийских патрициев) с целью убийства Лоренцо Медичи «Великолепного» (1449–1492 гг.) и его брата Джулиано, чтобы передать власть во Флоренции другому папскому племяннику, Джироламо Риарио. Убийство братьев должно было состояться во время официального приёма родственника Сикста IV – кардинала Рафаэле Риарио при торжественном богослужении в церкви 27 апреля 1478 г. во Флоренции. Был убит только Джулиано, раненый Лоренцо успел укрыться в ризнице, народ быстро разметал заговорщиков, и переворот не состоялся. Кардинал папы был арестован и выслан в Рим. Священники, участвовавшие в заговоре, и все семейство Пацци были растерзаны народом (кроме мужа Бианки – сестры Лоренцо и Джулиано, который в последний момент хотел предотвратить убийство, но не успел). За казнь архиепископа Сикст IV 1 июня 1478 г. отлучил от церкви Лоренцо и весь состав синьории Флоренции. Архиепископ Пизы и главный организатор заговора Франческо Сальвиати был повешен на стенах флорентийского Палаццо Веккьо. На это Сикст IV ответил интердиктом и двухлетней войной с Флоренцией. Но это ещё больше сплотило флорентийцев вокруг дома Медичи и возвысило Лоренцо не только в Италии. Согласно более поздней хронике итальянского историка Стефано Инфессуры «Дневник города Рима», Сикст IV был «любителем мальчиков и содомитов» – вручал бенефиции и епископские кафедры в обмен на сексуальные услуги. Однако, по мнению исследователей, следует помнить, что Инфессура был сторонником семьи Колонна и поэтому не был беспристрастен. Родовое честолюбие Сикста IV было причиной серьёзных конфликтов с Миланом и Венецией, которые с беспокойством следили за ростом могущества семьи делла Ровере. Вмешательство короля Франции Людовика XI (1461–1483 гг.) и неаполитанской монархии подлило ещё масла в огонь. Папская семья втянулась в различные локальные военные конфликты, которые папа не одобрял, но и ничего не делал, чтобы их предотвратить.

Первым папой, который чувствовал себя в Риме вполне уверенно, был грозный Сикст IV, происходивший из скромного семейства Делла Ровере (его отец был рыбак). Правление Сикста IV продолжалось с 1471 до 1484 года, и с этого времени началось подлинное возрождение Вечного города. Могучий папа сумел обуздать своих врагов, прежде всего семейство Колонна. Чтобы иметь необходимые материальные средства, он открыл широкую торговлю церковными должностями и занялся откровенной спекуляцией (скупал хлеб по дешевке, а продавал его римлянам по дорогой цене).
Сикста IV справедливо называют восстановителем Рима. При нем осушили болота, возникшие на территории города, расчистили улицы от руин и укрепили городские стены. В 1480 года он издал эдикт, согласно которому надо было выровнять улицы и сломать те дома, которые выступают за предполагаемую красную линию будущей прямой улицы.
Заботы Сикста IV о планировке Рима диктовались не только эстетическими, но и политическими соображениями. По свидетельству римлянина Стефано Инфессуры, когда в январе 1474 года в Рим прибыл неаполитанский и сицилийский король Ферранте I, у него с папой произошла такая беседа: «Когда же он вернулся во дворец, то при разговоре с папой Сикстом сказал ему, что папа уже не властелин этих мест и не может быть таковым благодаря этим выступающим вперед портикам, узким улицам и деревянным балконам; если он вздумает выслать солдат в Рим, то даже женщины смогут с этих балконов выгнать их, забросав всякими вещами, и только с большим трудом могло бы войско укрепиться в городе. И дал ему совет снести все эти балконы и портики и расширить улицы. Папа принял его совет и затем, поскольку это было возможно, снес балконы и портики и расширил улицы под предлогом, что их надо вымостить и украсить город».
В 1480 году Сикст IV окончательно перенес свою резиденцию из Латерана в Ватикан. В связи с этим реставрировали ведущий к замку Святого Ангела и Ватикану античный мост Адриана и убрали с него все лавки торговцев (в XVII веке его украсили статуями в стиле барокко).
Хотя Рим в культурном плане в XV в. еще значительно отставал от других городов Италии, однако его прошлое было столь великим, что он сделался первым городом в Европе, где появился музей: в 1471 году Сикст IV великодушно подарил городу папскую коллекцию античной скульптуры, которую выставили для всеобщего обозрения во дворце Консерваторов на Капитолийском холме.
Сикст IV считается также основателем Ватиканской апостолической библиотеки, которая в его время насчитывала уже 3600 томов. В декабре 1471 года он повелел приступить к заготовке строительных материалов для сооружения трех комнат библиотеки на первом этаже папского дворца; впоследствии добавили еще одну комнату, и в 1480 году состоялось официальное открытие библиотеки.
Еще в феврале 1475 году папа назначил библиотекаря - гуманиста Бартоломео Сакки, известного по прозвищу Платина. Стены помещений расписали фресками знаменитые мастера Доменико Гирландайо и Мелоццо да Форли (первый - художник флорентийской школы, второй - умбрийской).
Сохранилась фреска, написанная в 1477 году Мелоццо да Форли, на которой изображен акт открытия библиотеки: Сикст IV сидит в кресле, перед ним на коленях Платина, декламирующий латинские стихи, а по правую руку от папы стоят его ближайшие родственники: (справа налево) кардиналы Рафаэль Риарио и Джулиано делла Ровере, граф Джироламо Риарио и Джованни делла Ровере, дядя первого и брат второго кардинала. Впоследствии фреска была перенесена на холст и сейчас находится в Ватиканской пинакотеке.
Сикст IV увековечил свое имя, построив в Ватикане новую церковь - знаменитую Сикстинскую капеллу (архитектор Джованни деи Дольчи). Здание состоит из одного продолговатого светлого зала площадью в 520 кв. м при высоте в 26 м. Тут происходили наиболее значительные религиозные церемонии; по традиции здесь и теперь собирается конклав кардиналов для избрания нового папы.
Славу Сикстинской капеллы составляет украшающая ее живопись: на стенах сохранились фрески выдающихся художников (Боттичелли, Гирландайо, Росселли, Перуджино, Синьорелли), а в XVI в. великий Микеланджело расписал потолок и алтарную стену, полностью затмив своих предшественников.

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.